Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Сейчас организации, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, отчитываются по экологическим платежам по форме расчета, утвержденной приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 (далее - приказ N 204). Не так давно вышел Приказ Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182, которым в указанную форму расчета и инструкцию по его заполнению были внесены изменения (документ зарегистрирован в Минюсте России от 5 мая 2008 г. N 11626). Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (пункт 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763).
Поправки в основном коснулись расчета платы за наиболее распространенный вид негативного воздействия - размещение отходов.
В отличие от предыдущей редакции приказа N 204 теперь включать в расчет платы необходимо только те отходы производства и потребления, которые образовались в отчетном периоде. Отходы, возникшие в предыдущих кварталах, в расчете не участвуют. То есть отходы, образованные в предыдущем отчетном периоде, но вывезенные для размещения или переработки только в текущем отчетном периоде, в отчет данного периода не включаются.
Существует лимит на размещение отходов, выдаваемый территориальным органом Ростехнадзора, предполагающий определенный объем отходов в конкретном месте за определенное оговоренное время.
Отсутствие у организации утвержденного лимита на размещение отходов не освобождает ее от подачи расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае вся масса отходов учитывается как сверхлимитная, а плата рассчитывается с применением повышающего коэффициента 5.
В самом бланке расчета в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" также произошли изменения. Кроме платы за отходы поправки затронули и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Так, при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и при сбросах в водные объекты расчет больше не нужно подавать по каждому объекту негативного воздействия отдельно. По выбросам от стационарных объектов заполняется раздел 1 расчета. Он оформляется для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, заполняют раздел 3 расчета по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) согласно выданному разрешению. Поэтому в разделах 1 и 3 впредь не нужно указывать регистрационные номера и наименование объектов негативного воздействия. Сами таблицы для расчета платы в указанных разделах остались без изменений.
В отношении выбросов от передвижных источников расчет платы в целом не изменился. Из раздела 2 бланка были лишь исключены столбцы, несущие информационную нагрузку, но не используемые в расчетах, а именно категория, экологический класс автомобильной техники и др. Как и раньше, размер платы определяется в зависимости от вида и объема топлива, использованного при эксплуатации передвижных объектов, расположенных на территории каждого муниципального образования.
Расчет, сдаваемый в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью (пункт 17 Общих положений Порядка). Подписывать каждую страницу расчета больше не нужно. Руководитель и главный бухгалтер проставляют подписи только на титульном листе, а одно из этих должностных лиц заверяет также лист с расчетом суммы платы. Все приложения к расчету являются его неотъемлемой частью.
В новой редакции пункта 11 Общих положений Порядка Ростехнадзор также разъяснил, кто обязан сдавать отчетность в электронном виде, а если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 руб., представлять расчет платы в электронном виде не требуется.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, и четырех разделов, в которых определяется плата по видам негативного воздействия:
- раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
- раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
- раздела 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты";
- раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления".
В зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду плательщик включает в состав расчета только те из разделов 1-4, которые ему необходимы (пункт 8 Общих положений Порядка).
Начинать заполнение расчета следует с разделов 1-4. Рассчитанные в них суммы платы переносятся в лист "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет".
На титульном листе ставит подпись и главный бухгалтер тоже.
Раздел 1 расчета заполняют плательщики, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов. Напомним, что стационарным считается источник (или их совокупность), прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Если разрешительная документация по стационарным объектам выдана в целом на компанию, то и оформлять этот раздел теперь можно по всей организации. Когда разрешения на выброс получены по отдельным производственным территориям, заполнять раздел следует по каждому объекту. В соответствующем поле раздела 1 ставится нужная отметка.
Если организация не имеет стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, раздел 1 расчета оно не заполняет.
Во втором разделе расчета приводится информация о выбросах вредных веществ в атмосферу от передвижных объектов негативного воздействия. К таковым относятся автомобильные транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
Данный раздел заполняют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности любые из перечисленных транспортных средств и установок, а также получившие их в аренду или лизинг.
Например, организация владеет несколькими микроавтобусами. Тогда она указывает в соответствующем столбце вид топлива бензин АИ-92, далее количество бензина, пересчитанного в тонны. Для этого объем в литрах умножается на плотность топлива. Сведения о плотности могут содержаться в накладной на отпуск топлива или в спецификациях. Кроме того, плательщик вправе воспользоваться усредненными показателями плотности. Так, по различным маркам автомобильного бензина применяются следующие средние значения плотности (см. письмо ФНС России от 24 марта 2005 г. N 03-3-09/0412/23):
- для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
- АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
- АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
- АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Норматив платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками установлен за тонну использованного бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина или сжиженного газа. Лишь по сжатому природному газу данный показатель зафиксирован за 1000 куб. м. Основанием является приложение N 1 к постановлению N 344.
Если предприятие не осуществляет сбросов вредных веществ в водные объекты, раздел 3 оно не заполняет и не сдает. Представлять раздел 3 расчета должны плательщики, имеющие выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, а также осуществляющие сброс на водосборные территории. Они оформляют этот раздел отдельно в зависимости от разрешения, полученного от органов Ростехнадзора, по каждому выпуску или производственной территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории). О том, по какому из названных объектов заполняется расчет, в разделе 3 делается соответствующая отметка.
Итоги в разделе 3 подводятся только по тем столбцам, в которых рассчитывалась плата.
Данный раздел заполняют и сдают организации и индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых образуются производственные или бытовые отходы. Поскольку пищевые отходы, бумага, использованные канцтовары и другой офисный мусор есть практически у всех, любая компания может быть признана плательщиком экологических платежей.
Наибольшие корректировки коснулись именно этого раздела расчета. Как и раньше, раздел 4 заполняется отдельно по каждому объекту размещения. Все операции с отходами отражаются в расчете за тот отчетный период, в котором данная операция была учтена.
Теперь регистрационный номер объекта размещения отходов указывается только в случае его присвоения. Присвоением таких номеров занимаются территориальные органы Ростехнадзора.
В разделе 4 обязательно приводятся следующие сведения:
- номер, дата выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
- наименование и фактический адрес объекта негативного воздействия;
- характеристики объекта размещения отходов: находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны; является ли специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями. Необходимо выбрать из предложенных вариантов и поставить отметку в соответствующем поле.
Если в результате деятельности предприятия образуется бытовой мусор, она должна заполнить раздел 4.
Плата за размещение отходов рассчитывается в таблице, в столбце 1 которой указывают порядковый номер строки, а в столбце 2 - наименование отхода.
В столбец 3 записывается код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 786. Если отход не внесен в ФККО, в этом столбце ставится прочерк.
Класс опасности отхода для окружающей среды. Он закодирован в последней (тринадцатой) цифре кода отхода по ФККО. В столбце 6 указывается установленный лимит на размещение отходов. Он берется из документа, выданного территориальным органом Ростехнадзора. Теперь установленный лимит на размещение отходов нужно отражать общей суммой. Ранее лимиты на захоронение и хранение отходов расписывались в отдельных графах.
Столбцы 7 и 8 получили новые названия. Информация, отражаемая в них сейчас, является справочной и в расчете не участвует. В столбцах 7 и 8 указывается фактическая масса отходов, размещенных собственником с начала года нарастающим итогом в пределах и сверх установленного лимита.
В столбце 7 предприятие указывает:
- мусор несортированный - количество тонн;
- мусор крупногабаритный - количество тонн.
Столбцы 9-14 предназначены для того, чтобы показать движение отходов, образованных в отчетном периоде.
Если предприятие в отчетном периоде не получало отходов от других организаций, в столбце 10 оно ставит прочерки.
В столбце 11 - количество использованных или утилизированных отходов в отчетном периоде (в том числе с привлечением специализированных организаций) при условии, что право собственности на используемые или утилизированные отходы не переходит к этим сторонним лицам.
Переименован и столбец 14, он предназначен для указания массы отходов, переданных для размещения сторонним организациям. В нем отражаются только те отходы, которые образовались и были переданы в данном отчетном периоде. Столбец заполняется лишь при наличии договора о конечном размещении отходов. Копия такого договора прилагается к расчету и является его неотъемлемой частью. В случае если у организации отсутствуют подтверждающие документы, в столбце 14 ставится прочерк.
В столбце 15 не отражается масса отходов, которые в течение отчетного периода размещаются на собственных объектах размещения отходов до их передачи на конечное размещение (при наличии копии соответствующего договора со специализированной организацией).
В столбце 19 указывается норматив платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный относится к IV классу опасности, норматив платы - 248,4 руб. за тонну отходов, размещенных в пределах установленного лимита. Мусор крупногабаритный - это прочие отходы V класса опасности, норматив платы по ним равен 8 руб. за тонну (в пределах лимита размещения отходов). Это вписывается в соответствующие строки столбца 19.
В столбцах 20-24 приводятся различные поправочные коэффициенты, которое каждое предприятие проставляет в зависимости от того, к какому региону оно относится, является ли особо охраняемой территорией, и коэффициент инфляции. Он утверждается законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В 2008 г. нормативы платы, установленные в 2003 г., применяются с коэффициентом 1,48, а нормативы платы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,21. К принятым в 2005 г. относятся нормативы, внесенные или измененные постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410. Все остальные - нормативы 2003 г.
Общая сумма платы за размещение отходов за отчетный период подсчитывается в столбце 27, итоги в разделе 4 подводятся только по столбцам, в которых рассчитывалась сумма платы, - столбцы 25-27.
В расчете суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, суммируется плата за все виды негативного воздействия на окружающую среду, которые оказывает плательщик. Данный раздел теперь заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию.
Организации, пользующиеся различными льготами по экологическим платежам, заполняют строки 050 и 060.
В строке 070 указывается сумма платы, подлежащая уплате в бюджет, с учетом льгот и зачетов.
И.В. Перелетова
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru