Когда в случае аренды муниципального или областного имущества организация арендатор (налоговый агент) имеет право на вычет НДС? Сразу в текущем налоговом периоде (после выставления счета-фактуры и оплаты НДС) или только в следующем налоговом периоде после того, как будет сдана декларация по НДС?
В ответе будем исходить из того, что речь идет об аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, предоставляемого на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в этом случае налоговая база по НДС определяется налоговым агентом, то есть арендатором указанного имущества.
Если арендатор государственного имущества состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС, то на основании пункта 3 статьи 171 НК РФ он вправе принять к вычету сумму НДС, удержанную у арендодателя, при выполнении следующих условий:
- услуги по аренде приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
- агент при их приобретении удержал и уплатил налог, исчисленный с арендной платы, в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычет налога на добавленную стоимость, удержанного налоговыми агентами, производится на основании документов, подтверждающих фактическую уплату этих сумм.
Таким образом, кроме условия уплаты НДС необходимо, чтобы услуга по аренде была оказана, а также арендуемое имущество должно использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
Удержанный из суммы арендной платы НДС подлежит уплате налоговым агентом в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором арендная плата была перечислена арендодателю (пункт 1, пункт 3 статьи 174 НК РФ).
Следовательно, уплатив удержанный налог в бюджет до окончания налогового периода, налоговый агент приобретает в этом налоговом периоде право на налоговый вычет уплаченного налога при условии, что услуга по аренде в этом налоговом периоде фактически оказана. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (смотрите письмо Минфина России от 16 сентября 2005 г. N 03-04-08/241).
В то же время, как показывает арбитражная практика, в некоторых случаях налоговые органы считают, что перечисленный в бюджет НДС налоговый агент может предъявить к вычету лишь в налоговом периоде, следующем за периодом перечисления налога.
В свою очередь, арбитражные суды с такой позицией не соглашаются, указывая, что законодательство о налогах и сборах не содержит условия о предъявлении суммы уплаченного налоговым агентом НДС к вычету в следующем налоговом периоде (постановления ФАС ЗСО от 24 мая 2006 г. N Ф04-3085/2006(22778-А27-26), от 9 марта 2005 г. N Ф04-845/2005(9008-А70-14), ФАС УО от 9 сентября 2004 г. N Ф09-3657/04АК).
Вывод:
По нашему мнению, организация, являющаяся налоговым агентом при аренде муниципального имущества, вправе предъявить к вычету сумму НДС, удержанную у арендодателя, в том налоговом периоде, в котором эта сумма НДС фактически перечислена в бюджет, если сама услуга по аренде в этом налоговом периоде оказана.
Л. Ананьева,
эксперт службы
Правового консалтинга Гарант
1 октября 2008 г.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru