Расчет и уплата авансовых взносов по ЕСН
Не позднее 20 октября налогоплательщики обязаны отчитаться по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года. Для этого необходимо представить в налоговые органы расчет авансовых платежей по форме, утвержденной приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. N 13н. О том, на что нужно обратить внимание при заполнении данного отчета, читайте в нашей статье.
Какие изменения необходимо учесть
Прежде чем рассматривать порядок заполнения расчета авансовых платежей по ЕСН, остановимся на основных изменениях налогового законодательства, которые следует учесть при формировании показателей этой отчетной формы. Серьезные поправки были внесены в Налоговый кодекс федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, 144-ФЗ и от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ. Эти изменения затронули как часть первую, так и главу 24 Налогового кодекса и действуют с 2007 года.
Пункт 2 статьи 80 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 года, дает право не подавать налоговые декларации (расчеты) только по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов. Других оснований для этого нет. Таким образом, налогоплательщики, у которых отсутствуют суммы авансовых платежей по ЕСН к уплате, все-таки обязаны заполнять расчет авансовых платежей по ЕСН и представлять его в налоговый орган.
Правда, в пункте 2 статьи 80 НК РФ сказано, что организации и физические лица, которые признаются налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, могут иногда сдавать упрощенную декларацию. Для этого необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно: - отсутствие операций, в результате которых происходит движение средств на счетах в банках или в кассе налогоплательщика; - отсутствие по этим налогам объектов налогообложения. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62н.
Пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год - более 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представлять налоговые декларации и расчеты в электронном виде. При этом любой налогоплательщик независимо от количества работников имеет право представить налоговую отчетность в электронном виде. Весьма существенные поправки внесены в главу 24 Налогового кодекса Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ (далее - Закон N 216-ФЗ). Эти нормы действуют с 2008 года. Во-первых, теперь более четко определен состав выплат, включаемых в налоговую базу, и состав выплат, не облагаемых ЕСН. В частности, в определении налоговой базы для физических лиц работодателей уточнена ссылка на абзац 2 пункта 1 статьи 236 НК РФ, который устанавливает для данной категории плательщиков состав налогооблагаемых выплат. Согласно поправкам, внесенным в подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, от налогообложения освобождаются выплаты, компенсирующие расходы физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера. Тем самым зафиксирована позиция ВАС РФ, изложенная в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106. Поправка, внесенная Законом N 216-ФЗ, законодательно закрепляет применяемый ранее подход.
С 1 января 2008 года расширен перечень страховых случаев для заключения налогоплательщиком договоров добровольного личного страхования работников в связи с причинением вреда здоровью, суммы платежей по которым не облагаются ЕСН. Кроме того, расширена сфера применения льготы по выплатам инвалидам. Ранее право не уплачивать ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений в пределах 100 000 рублей за налоговый период на каждое физическое лицо - инвалида I, II или III группы было предоставлено только организациям. Законом N 216-ФЗ такое право предоставлено и другим категориям работодателей.
Самой же важной для нас является поправка, внесенная Законом N 216-ФЗ в пункт 3 статьи 243 НК РФ. Она приводит порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по ЕСН в соответствие с нормами статей 55 и 58 НК РФ. Напомним, что с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ из статьи 55 НК РФ было исключено положение о том, что авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетных периодов. А в статье 58 авансовые платежи определены как предварительные платежи по налогу, которые могут уплачиваться в течение налогового периода. В случае их уплаты в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством, начисляются пени. Главой 24 НК РФ установлены сроки уплаты авансовых платежей по ЕСН - не позднее 15-го числа следующего месяца. Эти платежи рассчитываются ежемесячно исходя из фактически начисленных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц нарастающим итогом с начала года. Дополнительно в пункте 3 статьи 243 НК РФ содержится норма об исчислении суммы ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащего уплате за отчетный период, с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Эта норма порождала у налогоплательщиков неправильное представление о том, что уплачивать авансовые платежи они должны по окончании отчетных периодов (I квартала, полугодия и 9 месяцев), а в случае неуплаты пени начисляются также ежеквартально. Кроме того, постоянно возникал вопрос об авансовых платежах в IV квартале. Поскольку этот квартал года не относится к отчетному периоду по ЕСН, налогоплательщики оспаривали законность требований налоговых органов об уплате в последние три месяца года ежемесячных авансовых платежей.
Закон N 216-ФЗ, исключив из абзаца первого пункта 3 статьи 243 НК РФ слова "за отчетный период", внес необходимую ясность. Теперь у налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, не должно быть сомнений, что ежемесячные авансовые платежи по ЕСН они должны исчислять и уплачивать по окончании каждого календарного месяца в течение всего налогового периода, а не только отчетных периодов. А в случае их неуплаты или неполной уплаты пени будут начисляться с 16-го числа следующего месяца.
Кстати, стоит обратить внимание на письмо Минфина России от 18 марта 2008 г. N 03-02-07/1-106. В нем финансисты разъяснили, что при несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу пени исчисляются в порядке, установленном статьей 75 НК РФ, с учетом рекомендаций Пленума ВАС РФ, изложенных в постановлении от 26 июля 2007 г. N 47. Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей исчисляются до даты их фактической уплаты, а в случае их неуплаты - до того момента, когда должен быть уплачен соответствующий налог. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, то соразмерно должны быть уменьшены пени. Данный порядок применяется и в случае, если размер авансового платежа по налогу, определенный по итогам отчетного периода, меньше суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение того же периода. И, наконец, в пункт 4 статьи 243 НК РФ внесена поправка, законодательно закрепляющая, что ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды налогоплательщики уплачивают в полных рублях (с применением обычных правил округления). Заметим, что Минфин России в письме от 17 марта 2008 г. N 03-04-06-02/31 попытался разъяснить порядок такого округления, но весьма неловко.
Как известно, учет выплат и вознаграждений работнику, а также сумм налога с данных выплат ведется по каждому физическому лицу в индивидуальных и сводных карточках. По мнению специалистов Минфина, можно вести в целых рублях первичный учет показателей по каждому физическому лицу, округляя их уже при заполнении индивидуальных и сводных карточек. В письме сказано, что данный порядок не противоречит главе 24 НК РФ, и в таком случае повторного округления (при уплате налога или авансового платежа) уже не потребуется.
В действительности же в НК РФ прямо указано, какая именно сумма должна округляться. В абзаце втором пункта 4 статьи 243 НК РФ говорится, что в полных рублях определяется сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды. То есть речь идет об итоговой сумме по декларации (расчету авансовых платежей). Поэтому мы рекомендуем вам округлять до целых рублей сумму налога, определяемую в целом по организации. Так будет надежнее.
Упомянем еще одно письмо Минфина России - от 28 января 2008 г. N 03-04-06-02/6. В нем даются рекомендации организациям, которые одновременно применяют общий режим налогообложения и ЕНВД. Базой для начисления пенсионных взносов у них являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по всем видам деятельности (как переведенным, так и не переведенным на ЕНВД). При этом рассчитанные страховые взносы распределяются по удельному весу выплат и вознаграждений, начисленных по каждому виду деятельности, в общей сумме выплат. Сумма пенсионных взносов, которая относится к общему режиму налогообложения, уменьшает ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет. Если же налогоплательщик, совмещающий общий и специальный режимы, имеет право на регрессивную шкалу тарифов, то она применяется к общей сумме выплат и вознаграждений по всем видам деятельности. И в этом случае не нужно исчислять страховые взносы по видам деятельности, переведенным на ЕНВД. Расчет пенсионных взносов путем суммирования платежей, исчисленных отдельно по видам деятельности, также не производится.
Заполняем расчет
Итак, пунктом 3 статьи 243 НК РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Они определяются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, рассчитывается с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае если в отчетном периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, сведения о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете. Расчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. N 13н (далее - Приказ N 13н). Расчет состоит из:
- раздела 1 "Сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика";
- раздела 2 "Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу";
- раздела 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии";
- раздела 3 "Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ";
- раздела 3.1 "Расчет соответствия условий на право применения налоговых льгот, установленных абзацами 2 и 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ". Титульный лист, разделы 1, 2, 2.1 расчета представляются всеми налогоплательщиками.
Учитывая, что именно в таком составе расчет подает подавляющее число налогоплательщиков, мы рассмотрим заполнение расчета именно в таком составе. Заполнение расчета начинается с титульного листа, затем формируются разделы 2.1, 3, 3.1, которые используются для заполнения раздела 2. И в завершение на основании данных раздела 2 определяются показатели раздела 1. При заполнении расчета налогоплательщиками-организациями на титульном листе ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью фирмы, и указывается дата представления расчета. При этом фамилия, имя, отчество руководителя организации указываются полностью.
Расчет, представляемый индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, подписывается налогоплательщиком в соответствующем поле титульного листа, и проставляется дата подписания расчета.
Кроме того, на титульном листе указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя, и к расчету прилагается указанный документ или его копия. Подпись налогоплательщика либо его представителя и дата подписания расчета проставляются также в конце каждого раздела расчета.
Отметим, что в расчете не требуется наличие подписи главного бухгалтера организации. Кроме того, Приказ N 13н предусматривает, что расчет может быть подписан представителем налогоплательщика. Напомним, что, согласно пункту 1 статьи 243 НК РФ, сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Пунктом 2 статьи 243 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Кроме этого сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов в ПФР в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Абзацем 6 пункта 3 статьи 243 НК РФ установлено, что разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. Либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на "пенсионку" (или авансовых платежей) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. А теперь рассмотрим порядок исчисления сумм ЕСН и заполнения расчета авансовых платежей на конкретном примере.
Пример
ООО "Владимир плюс" занимается оптовой продажей стройматериалов. Применяет общую систему налогообложения. За 9 месяцев 2008 года в ООО "Владимир плюс" работало по трудовым договорам 7 сотрудников согласно штатному расписанию. Налоговая база по ЕСН (в части федерального бюджета, ФСС России, ФФОМС, ТФОМС) за 9 месяцев 2008 года составила 909 000 руб.
N п/п |
Должность | Ф.И.О. | Должностной оклад (руб. в месяц) |
1. | Директор | Дедов В.Г. | 22 000 |
2. | Главный бухгалтер | Бабкина Е.Н. | 18 000 |
3. | Заведующий складом | Внучек И.И. | 15 000 |
4. | Кладовщик | Жученко Д.А. | 12 000 |
5. | Менеджер по продажам | Котов Н.В. | 12 000 |
6. | Менеджер по продажам | Мышалов С.А. | 12 000 |
7. | Менеджер по продажам | Айзенберг С.Ю. | 10 000 |
ИТОГО: | 101 000 |
При этом ни по одному из сотрудников нельзя применять регрессивную шкалу ЕСН, так как база на каждого с начала года не превысила 280 000 руб.
Налоговая база по ЕСН (в части федерального бюджета, ФСС России, ФФОМС, ТФОМС) за последний квартал отчетного периода (III квартал 2008 года) составляет 303 000 руб., в том числе:
- в июле - 101 000 руб.;
- в августе - 101 000 руб.;
- в сентябре - 101 000 руб.
Сумма исчисленных авансовых платежей по ЕСН такова.
За 9 месяцев 2008 года:
- в федеральный бюджет - 181 800 руб. (909 000 руб. х 20%);
- в ФСС России - 26 361 руб. (909 000 руб. х 2,9%);
- в ФФОМС - 9999 руб. (909 000 руб. х 1,1%);
- в ТФОМС - 18 180 руб. (909 000 руб. х 2%).
За первое полугодие 2008 года:
- в федеральный бюджет - 121 200 руб. (606 000 руб. х 20%);
- в ФСС России - 17 574 руб. (606 000 руб. х 2,9%);
- в ФФОМС - 6666 руб. (606 000 руб. х 1,1%);
- в ТФОМС - 12 120 руб. (606 000 руб. х 2%);
Ежемесячные платежи в III квартале 2008 года равны:
- в федеральный бюджет - 20 200 руб. (101 000 руб. х 20%);
- в ФСС России - 2929 руб. (101 000 руб. х 2,9%);
- в ФФОМС - 1111 руб. (101 000 руб. х 1,1%);
- в ТФОМС - 2020 руб. (101 000 руб. х 2%).
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отражаемых по строкам 0300-0340 расчета, исчисляется по тарифам, установленным подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". По базе до 280 000 руб. тариф составляет 14 процентов. Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит:
- за 9 месяцев 2008 года - 127 260 руб. (909 000 руб. х 14%);
- за первое полугодие 2008 года - 84 840 руб. (606 000 руб. х 14%). Ежемесячные взносы в III квартале 2008 года - 14 140 руб. (101 000 руб. х 14%).
Воспользуемся вышеприведенными данными для заполнения раздела 2 расчета авансовых платежей по единому социальному налогу. При этом заполним раздел лишь в той части, которая необходима для данного примера.
Раздел 2. Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (в рублях) | |||||
Наименование показателя | Код стро- ки |
Федеральный бюджет |
ФСС России |
ФФОМС | ТФОМС |
Налоговая база за отчетный период, всего | 0100 | 909 000 | 909 000 | 909 000 | 909 000 |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0110 | 303 000 | 303 000 | 303 000 | 303 000 |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0120 | 101 000 | 101 000 | 101 000 | 101 000 |
- 2-й месяц (август) | 0130 | 101 000 | 101 000 | 101 000 | 101 000 |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0140 | 101 000 | 101 000 | 101 000 | 101 000 |
Сумма исчисленных авансовых платежей, всего | 0200 | 181 800 | 26 361 | 9 999 | 18 180 |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0210 | 60 600 | 8 787 | 3 333 | 6 060 |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0220 | 20 200 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
- 2-й месяц (август) | 0230 | 20 200 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0240 | 20 200 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
Налоговый вычет, всего | 0300 | 127 260 | х | х | х |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0310 | 42 420 | х | х | х |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0320 | 14 140 | х | х | х |
- 2-й месяц (август) | 0330 | 14 140 | х | х | х |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0340 | 14 140 | х | х | х |
Сумма выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за отчетный период, всего |
400 | - | - | - | - |
... | |||||
Сумма авансовых платежей по налогу, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот за отчетный период, всего |
0500 | - | - | - | - |
... | |||||
Начислено авансовых платежей по налогу за отчетный период, всего |
0600 | 54 540 | 26 361 | 9 999 | 18 180 |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0610 | 18 180 | 8 787 | 3 333 | 6 060 |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0620 | 6 060 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
- 2-й месяц (август) | 0630 | 6 060 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0640 | 6 060 | 2 929 | 1 111 | 2 020 |
Расходы, произведенные на цели государствен- ного социального страхования за счет средств ФСС за отчетный период, всего |
0700 | х | х | х | х |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0710 | х | х | х | х |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0720 | х | х | х | х |
- 2-й месяц (август) | 0730 | х | х | х | х |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0740 | х | х | х | х |
Возмещено ФСС РФ за отчетный период, всего | 0800 | х | - | х | х |
... | |||||
Подлежит начислению в ФСС России за отчетный период, всего |
0900 | х | 26 361 | х | х |
В том числе последний квартал отчетного периода |
0910 | х | 8 787 | х | х |
Из него: - 1-й месяц (июль) |
0920 | х | 2 929 | х | х |
- 2-й месяц (август) | 0930 | х | 2 929 | х | х |
- 3-й месяц (сентябрь) | 0940 | х | 2 929 | х | х |
М. Кочкин,
налоговый консультант
"Бухгалтерия и кадры", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и кадры"
Учредитель ООО Издательство "ИндексМедиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-28279 от 18 мая 2007 г.
Адрес для писем: 115088, г. Москва, а/я 7, редакция
Тел./факс: (495) 974-70-67
E-mail: bik@indexmedia.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 80311
По каталогу "Почта России": 73583