При отсутствии счетов-фактур суммы НДС к вычету не принимаются
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - РФФИ) провело торги по продаже арестованного имущества, собственником которого являлась администрация муниципального образования (далее - должник).
На основании проведенных торгов между РФФИ и ООО (далее - победитель торгов) в 2007 г. был подписан протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества должника.
Уплаченная победителем торгов за указанное имущество денежная сумма была распределена между РФФИ (как организатором торгов, на возмещение расходов на рекламу при проведении торгов), федеральным бюджетом (взыскание исполнительного сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя), кредитором администрации муниципального образования (в счет погашения задолженности администрации) и администрацией муниципального образования (оставшаяся часть вырученных денежных средств за имущество).
Рассмотрим вопрос о том, кто обязан выставить победителю торгов счет-фактуру, а также о том, вправе ли победитель в случае отсутствия счета-фактуры принять к вычету сумму НДС, уплаченную при оплате имущества по протоколу?
До 1 января 2008 г. действовал Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно ст. 58 которого в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо оттого, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. На данное имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном указанным Законом.
В соответствии с положениями ст. 51 Закона N 119-ФЗ арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. В случаях обращения взыскания на имущество арест применяется для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или дальнейшей реализации.
Статьей 54 Закона N 119-ФЗ было установлено, что продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом; продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 19.04.02 N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (с изм. и доп. от 20.12.06) единственным уполномоченным органом, наделенным функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, является РФФИ.
Арест имущества ограничивает должника лишь в праве распоряжения и (или) в праве пользования им, в то время как в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ право собственности на имущество включает в себя право собственника на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Следовательно, арест имущества только ограничивает, но не прекращает права собственности налогоплательщика-должника на это имущество. При этом денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, также являются собственностью его владельца, однако без права распоряжения ими. Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Закона N 119-ФЗ из денежной суммы, полученной путем реализации имущества должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя. Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращается должнику.
Таким образом, при реализации имущества, арестованного у собственника-должника, путем проведения торгов, объект обложения НДС возникает у данного должника как у лица, совершившего операцию, в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются организации. При этом под организациями согласно ст. 11 НК РФ понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, которые определяют статус этих органов.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 08.11.07) органы местного самоуправления состоят из:
представительного органа муниципального образования;
главы муниципального образования;
местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования);
контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления.
В случае если органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, то они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 01.12.07) применительно к учреждениям.
Таким образом, органы местного самоуправления (представительные органы муниципального образования и местная администрация), являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, на равных началах признаются плательщиками НДС.
Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что при реализации товаров налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. В связи с этим при передаче арестованного имущества на реализацию счета-фактуры следует составлять владельцам имущества в общеустановленном порядке с указанием сумм НДС, исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС.
Соответственно на орган местного самоуправления - собственника арестованного имущества как на налогоплательщика НДС возлагается обязанность по выставлению счетов-фактур, исчислению и уплате НДС в бюджет, а также по представлению налоговой декларации по НДС. При этом заявленная победителем торгов цена подлежит увеличению на сумму НДС, т.е. при реализации арестованного имущества НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств, полученных от покупателей этого имущества.
В связи с изложенным при получении информации от РФФИ (как организатора торгов) о результатах проведенных торгов по продаже арестованного имущества собственник данного имущества (муниципальное образование) обязан выставить в адрес покупателя - победителя указанных торгов соответствующий счет-фактуру и исполнить обязанность по уплате в бюджет НДС.
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая изложенное, для применения налоговых вычетов необходимо наличие счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, при отсутствии счетов-фактур суммы НДС, уплаченные заявителем при оплате имущества по протоколу, на основании п. 1 ст. 172 НК РФ (за исключением случаев, указанных в п. 3, 6-8 данной статьи НК РФ) к вычету не принимаются.
С.С. Климов,
налоговый консультант
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 11, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22