Комментарий к письму Минфина РФ
от 16 октября 2008 г. N 03-03-06/1/588
В наше время размещение рекламы в метро получило широкое распространение. В связи с этим у бухгалтеров нередко возникают вопросы по поводу правильности учета затрат на такую рекламу в целях налогообложения прибыли.
Расходы на рекламу не нормируемые
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ ненормируемыми расходами признаются:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Затраты на указанные выше виды рекламы признаются в качестве расходов при налогообложении прибыли в полном объеме.
Отметим, что данный список является закрытым.
Расходы на рекламу нормируемые
Расходы налогоплательщика на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Приведенный выше список является открытым.
Расходы на рекламу в метро
Порядок размещения рекламы регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость изготовления рекламного щита и плата за его размещение являются расходами на рекламу, которые учитываются в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на наружную рекламу, включая изготовление рекламных щитов, как мы уже отметили, учитываются без ограничения. При этом к наружной рекламе относится распространение рекламы на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Следовательно, если изготовленный щит размещен не снаружи, а внутри станции метро, реклама не является наружной. Затраты по размещению рекламы на транспортных средствах в метро в закрытый перечень ненормируемых расходов также не входят (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361). Как отметили финансисты в указанном письме, расходы на рекламу в вагонах метрополитена относятся к расходам на рекламу на транспортных средствах, принимаемым для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, при условии их соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Пример.
Фирма заключила договор с рекламным агентством, в соответствии с которым агентство размещает в вагонах метрополитена рекламные наклейки с информацией о выпускаемой организацией продукции. Размер выручки фирмы от реализации во II квартале 2008 года составил 3 000 000 руб., стоимость услуг по договору - 47 200 руб., в том числе НДС 7200 руб.
В данной ситуации расходы организации составили 40 000 руб. (47 200 - 7200), то есть превышают 1 процент от суммы выручки за II квартал 2008 года - 30 000 руб. (3 000 000 х 1%). В бухгалтерском учете во II квартале организация признает расход по размещению рекламных наклеек в сумме 40 000 руб., а в налоговом учете - в сумме 30 000 руб. Отметим, что расход в размере 10 000 руб. может быть учтен при формировании налоговой базы в последующие отчетные периоды.
- 47 200 руб. - произведена оплата услуг по размещению в метро рекламных листовок;
- 40 000 руб. - расходы на рекламу включены в состав расходов на продажу;
- 7200 руб. - отражен НДС, предъявленный организацией - поставщиком рекламных услуг;
- 5400 руб. (30 000 х 18%) - отражен НДС, принятый к вычету;
- 2400 руб. (10 000 х 24%) - отражен отложенный налоговый актив.
М.П. Истокина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.