Финансовый кризис: что делать
Сначала 2008 года индекс ММВБ рухнул более чем на 60%, рынок недвижимости и ипотеки встал, рынок автомобилей встал, банки отказывают в кредитах не только физическим лицам, у них нет денег даже для своих крупных, любимых, постоянных клиентов, да и атмосфера в бизнесе в целом оставляет желать лучшего.
Что же произошло? Доллар - мировая валюта. Источник долларов - ФРС США (Федеральная резервная система США), структура абсолютно не подконтрольная Правительству США, способная напечатать столько долларов, сколько ей вздумается. ФРС все эти годы буквально впихивала банкам дешевые доллары, которые в свою очередь раздавали их направо и налево. Если сравнить количество долларов на рынке, не обеспеченных товарами и услугами, то их минимум в 10 раз больше стоимости всей товарной массы планеты.
Эти ничем не обеспеченные доллары были выброшены на ипотечные рынки, раскручивая инфляцию, дороговизну на рынке жилья и т.д. И это бы продолжалось еще долго, но те, кто хочет прибрать к рукам все финансовые ресурсы планеты и поставить под контроль правительства развитых стран, вдруг стали "сжимать" денежную массу. У крупнейших мировых банков мгновенно образовался кризис ликвидности, в том числе по причине невозвратов выданных ими на ипотеку кредитов. А дальше - спасение банков через кредиты от правительств. Теперь банки под контролем правительств: должник всегда под контролем кредитора. Затем - покупка акций банков правительствами (как временная мера, конечно же).
12-13 октября этого года ФРС США объявила, что готова выдавать кредиты без ограничений Центральным банкам стран, которые (внимание!) помогут развитым странам (взяв в долг у ФРС необеспеченные деньги) справиться с кризисом ликвидности банков и соответственно оживить экономику в своих странах. Правительства, взявшие у ФРС в долг, окажутся под контролем этой "частной лавочки".
Дальнейший сценарий для России зависит от того, позволит ли наше правительство бездумно насыщать финансовый рынок ничем не обеспеченными деньгами. Честно говоря, для нас экономически мировой кризис выгоден. Это, возможно, перекроет поток в страну ничем не обеспеченных денег и позволит России заниматься сырьевым и товарным производством, то есть жить по средствам.
Что будет на уровне предприятий, на уровне обычного рынка товаров и услуг?
Факт, что многие рынки сейчас "перегреты" дешевыми деньгами. Цены на недвижимость, строительные материалы неоправданно высоки. Во многих отраслях рентабельность также была завышена спросом благодаря дешевым деньгам. Так, любой человек мог взять кредит в банке и купить машину, квартиру и др. Это позволяло владельцам компаний поддерживать высокий уровень заработных плат, тратить деньги на развитие, и по большому счету не было никакой необходимости жестко контролировать портфель расходов предприятия.
В результате в целом по стране в среде малого и среднего бизнеса сложилась следующая структура затрат (показатели даны усредненные):
- фонд заработной платы составлял от 35% до 45% от валовой (грязной) прибыли;
- фонд обязательных платежей (аренда, электроэнергия, коммунальные платежи, связь) - от 7% до 20%;
- фонд поддержания производства - от 3% до 7%;
- фонд рекламы, маркетинга, пиар - от 2% до 10%;
- налоги - максимум 15% (их мягко говоря недоплачивают);
И оставались деньги на развитие.
При наличии дешевых денег, искусственно подогретом банками спросе подобная структура затрат была вполне оправданной.
Теперь при резком падении спроса настал период выжидания. Предприятия, имеющие финансовые резервы, включая строительные компании, риэлторов, производителей дорогой мебели, некоторое время будут держать цены на прежнем уровне, пытаясь сохранить привычную доходность и привычную структуру затрат. Но долго это продолжаться не может, и дальше либо ФРС и правительства опять открывают кран с дармовыми деньгами, либо очередной виток кризиса и теперь уже действительно с серьезными последствиями.
В этих условиях, на мой взгляд, помогут подготовиться к новому кризису, а если его не будет, то выиграть в конкурентной борьбе простые по сути решения:
1. Оцените финансово-экономическое состояние своего предприятия и качественный состав управленческих кадров.
2. Обратите самое серьезное внимание на значительное улучшение качества выпускаемой продукции и (или) услуг. Они должны быть более высокого качества нежели до кризиса. Товар, услуга, любой продукт должны быть настолько необходимыми для потенциального потребителя, чтобы он захотел заплатить за этот продукт. При этом продукт должен предоставляться на рынок полностью завершенным, не требующим дальнейших доработок.
3. Проведите опросы среди всех потребителей вашей продукции и услуг с целью выяснения источников финансирования покупок. Если, например, окажется, что половина потребителей финансировали свои покупки из кредитных средств, то необходимо провести дополнительные опросы.
4. Проведите маркетинговые исследования потенциальных потребителей с целью выявления спроса на вашу продукцию и требований, предъявляемых к ней во время кризиса.
5. По результатам опросов необходимо улучшить (откорректировать) продукт либо разработать новые продукты, необходимые потенциальному потребителю именно на данный период.
6. Откажитесь от дорогой рекламы в глянцевых журналах (от нее никогда не было никакого толку, кроме чувства собственной значимости специалиста по рекламе). Проанализируйте все успешные (дававшие результат) действия по рекламе и откорректируйте ее, ориентируясь на результаты опросов. В любом случае можете делать что угодно - невовремя выплачивать заработную плату, сокращать офисные расходы и т.д., - но не сокращайте в период кризиса поток рекламы. Вы можете переориентировать рекламные бюджеты на более дешевые каналы рекламы, но не уменьшать этот поток, а, напротив, увеличивать его.
7. Проверьте эффективность вашей новой рекламы (опять опросы) среди потенциальных потребителей и финансируйте эти программы в первую очередь. Здесь потребуется хороший маркетинг и постоянный контроль. Помните: лучше реклама на дешевой бумаге, написанная на коленке, но ее большой поток, чем глянец в небольшом количестве или молчание. Во времена кризиса любое молчание (отсутствие рекламы) равносильно самоубийству.
8. Разработайте программу работы с поставщиками, целью которой будет снижение цен и улучшение качества сырья. Ключевым поставщикам платите своевременно. Расширьте круг поставщиков, каждому из них подготовьте замену.
9. Возьмите под контроль "дебиторку" и "кредиторку", определив для себя приемлемые параметры. Поставьте на направление "дебиторы" самого успешного и продуктивного сотрудника.
10. Оцените свою компанию с точки зрения эффективности работы (в рублях) на одного сотрудника. Рассчитывается это так: возьмите валовой доход организации за месяц (все деньги, поступившие "живьем" за месяц на ваш расчетный счет или в кассу), отнимите себестоимость сырья (товара) в этом доходе и поделите на общее количество сотрудников компании, включая сантехника и уборщицу. Для разных отраслей существуют разные параметры. В среднем по России если эффективность на одного сотрудника по "грязной" прибыли ниже 60 000 рублей в месяц, это немного (в хорошие времена немного). Например, у вас работает 100 человек. Вы купили партию мебели за 10 миллионов рублей и всю партию в течение месяца продали (деньги к вам поступили) за 18 миллионов. В этом случае эффективность на одного сотрудника составит 80 тысяч рублей в месяц (18 млн. - 10 млн.) : 100 чел.).
11. Разработайте программу повышения эффективности, систему мотивации, ориентированную на продукт. По максимуму переведите своих продавцов на проценты.
12. Проанализируйте структуру затрат. Рассмотрите каждую позицию на предмет ее необходимости в данный момент. Единственное - не сокращайте рекламу и статьи, связанные с качеством выпускаемой продукции.
13. Разработайте план изменения структуры расходных фондов. Вот к чему вы должны прийти, учитывая возможное снижение рентабельности и спроса:
- фонд заработной платы: в идеале он должен составлять до 25% от валовой ("грязной") прибыли. При упрощенной системе или ЕНВД эта цифра не должна быть более 30%;
- фонд обязательных платежей: найдите возможность сократить его на 2-3% (это несложно);
- фонд рекламы и продвижения: постарайтесь его не сокращать и переориентируйтесь на более дешевые источники рекламы - почтовая адресная рассылка, Интернет и т.д.;
- оптимизируйте налоги, не нарушая Уголовный кодекс (обналичка, подставные компании и т.д. - откажитесь от них);
- сократите часть соцпакета (например, обеды за счет организации и т.д.). Хотим мы того или нет, но времена дефицита кадров уходят в прошлое;
14. Используйте у себя на предприятии пять модельных программ (программы качества гораздо более эффективные, чем ISO), административного ноу-хау Л.Р. Хаббарда. Их можно получить, став членом общественной организации WISE (см. Интернет).
15. Внедрите соревнования, что значительно поднимет моральный дух. Не рассказывайте сотрудникам о проблемах: вы должны вселять в них уверенность. Проводите собрания, на которых сотрудники должны делиться опытом успешных действий.
16. Улучшайте сервис обслуживания, доведите его до совершенства. Делайте для клиентов чуть больше, чем они ожидали от вас за свои деньги.
17. Часть непрофильных для вашей компании работ (уборка помещений, охрана и т.д.) переведите на аутсорсинг. Исследования показали, что 65% компаний, которые используют внешние услуги, уменьшили свои расходы на 20%, а экономия 27% предприятий (27% "сидят" в 65%) составила более 40%. Посчитайте: сотрудник занимает место, говорит по телефону, использует Интернет и т.д., возможно, выгоднее отдать его работу специализированной компании. Все нужно считать.
18. Во всех своих действиях руководствуйтесь правилом: интересы компании выше интересов отдельно взятого сотрудника, даже если он гений.
19. Создайте резервный фонд и постоянно откладывайте в него деньги что бы ни происходило.
20. Введите систему финансового планирования (это одна из программ модели, о которой говорилось выше).
21. Постарайтесь проинвестировать введение энергосберегающих технологий (на 2009 год запланировано повышение цен на энергоносители минимум на 25%).
22. Рассчитайте точку безубыточности и постоянно (на графике) контролируйте ситуацию.
23. Не реже одного раза в месяц отслеживайте динамику семи ключевых показателей: общий доход, "грязная" прибыль, "дебиторка", "кредиторка", сумма собственных оборотных средств, учредительские (плюс инвестиционные, на развитие), эффективность работы на одного сотрудника.
24. Живите по средствам. Кредитные ресурсы могут направляться только на увеличение оборотных средств и никогда на заработную плату, аренду и другое, то есть на проедание.
Это далеко не исчерпывающий перечень того, что можно сделать, но, возможно, он даст вам некоторый ориентир.
В. Туров,
руководитель юридической компании "Туров и партнеры"
"Аудит и налогообложение", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720