Комментарий к особенностям расчета "детских" пособий
в связи с их индексацией*(1)
1. Общие положения
Как уже было рассмотрено на страницах предыдущего номера журнала (см. комментарий к Федеральному закону от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг"), с 1 января 2008 года была определена необходимость проведения индексации пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, который на 2008 год составил 8,5%.
Порядок индексации определен Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" и разъяснен в письме Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 05.03.2008 N 02-18/07-1931.
Изначально индексация планировалась только один раз в год.
В то же время на практике планируемый (прогнозируемый) уровень инфляции часто не соответствует фактически сложившемуся. Вот и в 2008 году фактический уровень инфляции явно превысит запланированный.
Для устранения каких-либо вопросов, связанных с дальнейшим порядком индексации государственных пособий на детей, Федеральным законом от 14.07.2008 N 110-ФЗ было определено, что отныне индексация этих пособий должна осуществляться в размере и сроки, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из установленного им прогнозного уровня инфляции.
Соответствующие новые правила индексации закреплены в ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
После окончательного определения правил индексации оставалось только дождаться соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий 2008 год, и такие изменения были оформлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Согласно новой редакции части 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2008 года составил 1,085, а с 1 июля 2008 года - 1,0185.
Именно порядок пересчета пособий с 1 июля 2008 года и разъяснен в комментируемом письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.07.2008 N 02-10/07-7293.
2. Размеры государственных пособий на детей
В соответствии с принятыми правилами подлежат индексации следующие выплачиваемые организациями государственные пособия на детей:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- минимальное и максимальное значения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Значения пособий приведены в таблице ниже.
N п\п | Наименование пособия | Размеры пособий (руб.) | ||
до 01.01.2008 | с 01.01.2008 | с 01.07.2008 | ||
1 | Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
300 | 325,5 | 331,52 |
2 | Единовременное пособие при рождении ребенка | 8000 | 8680 | 8840,58 |
3 | Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже- ния им возраста полутора лет: минимальный размер пособия: - по уходу за первым ребенком |
1500 |
1627,50 |
1657,61 |
- по уходу за вторым и последующими детьми | 3000 | 3255 | 3315,22 | |
максимальный размер пособия | 6000 | 6510 | 6630,44 |
В тех районах, где к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, вышеприведенные значения увеличиваются на районный коэффициент.
Подлежат индексации и некоторые пособия, выплачиваемые неработающим лицам. В частности, пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и (или) прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, с 1 января 2008 года составило 325 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент), а с 1 июля 2008 года - 331 руб. 52 коп. (плюс районный коэффициент).
Единовременное пособие при передаче ребенка в семью с текущего года должно выплачиваться с 1 января 2008 года в размере 8680 руб. (плюс районный коэффициент), а с 1 июля 2008 года - в размере 8840 руб. 58 коп. (плюс районный коэффициент). За получением пособия работникам необходимо обращаться в органы, уполномоченные законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Неработающие граждане ежемесячное пособие по уходу за ребенком в 2008 году будут получать в следующих размерах:
- по уходу за первым ребенком - с 1 января 2008 года в размере 1627 руб. 50 коп. (плюс районный коэффициент), а 1 июля 2008 года - в размере 1657 руб. 61 коп. (плюс районный коэффициент);
- по уходу за вторым и последующими детьми - с 1 января 2008 года в размере 3255 руб. (плюс районный коэффициент), а с 1 июля 2008 года - в размере 3315 руб. 22 коп.
3. Единовременное пособие при рождении ребенка
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в зависимости от того, когда родился ребенок. Если дата рождения приходится на период с 1 января 2008 года по 30 июня 2008 года включительно, то пособие должно быть выплачено в размере 8680 руб. плюс районный коэффициент.
Если же ребенок родился 1 июля 2008 года и позднее, то сумма пособия должна составить 8840 руб. 58 коп. плюс районный коэффициент.
Если пособие было выплачено в меньшем размере, необходимо произвести соответствующую доплату. При этом доплата производится без представления работником соответствующего заявления.
Пример 1.
Предположим, что у одного из работников организации 8 июля 2008 года родился ребенок.
15 июля 2008 года работник подал на имя руководителя организации заявление с просьбой о выплате единовременного пособия, к которому были приложены справка органов ЗАГС о рождении ребенка, а также справка с места работы жены о том, что такое же пособие ей не выплачивалось.
Допустим, что пособие было выплачено работнику 17 июля 2008 года в сумме 8680 руб., то есть без учета его индексации с 1 июля 2008 года.
В данном случае организация должна произвести доплату пособия, которая составит 160 руб. 58 коп. (8840 руб. 58 коп. - 8680 руб.).
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что единовременное пособие при рождении ребенка было выплачено организацией в размере 8000 руб., то есть без учета его индексации с 1 января 2008 года и с 1 июля 2008 года.
Сумма доплаты должна составить 84 руб. 58 коп. (8840 руб. 58 коп. - 8000 руб.).
4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет
в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
В соответствии с установленными правилами единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представлена одновременно с документами на получение пособия по беременности и родам, либо не позднее 10 дней с даты представления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка представлена позже.
Именно такие правила выплаты пособия зафиксированы в п. 19 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.
Как видим, выплата рассматриваемого пособия не увязана с датой рождения и (или) рождением ребенка. Не может приниматься за основу также дата выписки справки, так как до оформления отпуска по беременности и родам пособие в любом случае назначено и (или) выплачено быть не может.
По нашему мнению, за основу при определении размера единовременного пособия должна быть принята дата назначения пособия. Если оно было назначено в период с 1 января по 30 июня 2008 года включительно, его размер должен составить 325 руб. 50 коп. плюс районный коэффициент. Если же пособие было назначено после 1 июля 2008 года, его размер составит 331 руб. 52 коп. плюс районный коэффициент.
Если пособие было назначено и выплачено в меньшем размере, администрации необходимо самостоятельно (без какого-либо заявления работника) произвести доплату.
Однако в любом случае с обращением за единовременным пособием работник должен обратиться в течение шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. На это указано в ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ. Если шестимесячный срок для обращения за получением пособия будет просрочен, пособие не назначается и не выплачивается.
5. Индексация ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком индексируется по специальным правилам, причем не во всех случаях.
Как отмечено в письме ФСС РФ от 25.07.2008 N 02-10/07-7293, применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленного из заработной платы, законом не предусмотрено.
Только в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработка, не достигает проиндексированного с 1 июля 2008 года минимального размера пособия, то это пособие подлежит перерасчету.
Если ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное из заработной платы, ограничивалось максимальным размером, то оно подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка, но не выше "проиндексированного" максимального размера.
Рассмотрим, в каком порядке установленные правила индексации минимального и (или) максимального размера пособия по уходу за ребенком должны применяться на практике.
Прежде всего с 1 июля 2008 года пособие по уходу за ребенком определяется с учетом новых значений минимального и максимального размеров данного пособия.
Пример 3.
Предположим, что сотруднице организации с 14 июля 2008 года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный ребенок у матери первый.
Одновременно с предоставлением отпуска сотруднице установлена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств государственного социального страхования. Расходы на его выплату организация относит за счет начисленного к уплате по принадлежности единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ.
Сумма пособия должна быть определена исходя из расчетного периода в 12 календарных месяцев, предшествующих июлю 2008 года, то есть за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008 года.
В данном расчетном периоде сотруднице была начислена учитываемая при расчете пособия заработная плата в размере 156 000 руб. На отработанное в расчетном периоде время (за исключением оплачиваемых отпусков, периодов болезни и т.п.) приходилось 310 календарных дней.
Величина среднего дневного заработка сотрудницы за расчетный период составила 503 руб. 23 коп. (156 000 руб. : 310 календарных дней). В свою очередь, величина среднего месячного заработка для исчисления пособия по уходу за ребенком составит 15 298 руб. 19 коп. (503 руб. 23 коп. х 30,4 календарных дня), а первоначально определенная сумма пособия - 6119 руб. 28 коп. (15298 руб. 19 коп. х 40%).
Так как первоначально исчисленная сумма пособия не превышала максимального размера пособия (6630 руб. 44 коп.) и не была меньше минимального значения пособия (1657 руб. 61 коп.), то пособие должно было быть назначено в размере, исчисленном исходя из среднего заработка, то есть в размере 6119 руб. 28 коп.
За неполный июль 2008 года сумма пособия составила 3553 руб. 13 коп. (6119 руб. 28коп.: 31 календарный день в июле х 18 календарных дней за период с 14 по 31 июля 2008 года). Начиная с августа 2008 года пособие должно было выплачиваться в размере 6119 руб. 28 коп. Если сотрудница выйдет на работу, выплата пособия приостанавливается. При этом в месяце выхода на работу пособие должно быть исчислено пропорционально количеству календарных дней, приходящихся на период отпуска по уходу за ребенком в соответствующем месяце.
Пример 4.
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что сумма учитываемой при расчете пособия заработной платы за расчетный период составила 80 600 руб. Родившийся ребенок у сотрудницы - второй по счету.
Величина среднего дневного заработка за расчетный период составит 260 руб. (80 600 руб. : 310 календарных дней), а сумма среднего месячного заработка для целей определения суммы пособия по уходу за ребенком - 7904 руб. (260 руб. х 30,4 календарных дня).
Соответственно первоначально исчисленная сумма пособия составила 3161 руб. 60 коп. (7904 руб. х 40%). Так как данная величина ниже минимального значения пособия (3315 руб. 22 коп.), то пособие должно было быть назначено в размере минимального гарантированного, то есть в размере 3315 руб. 22 коп.
За неполный июль 2008 года сумма пособия составила 1924 руб. 97 коп. (3315 руб. 22 коп.: 31 календарный день в июле х 18 календарных дней за период с 14 по 31 июля 2008 года). Начиная с августа 2008 года пособие должно было выплачиваться в размере 3315 руб. 22 коп. ежемесячно.
Если в 2007 году и (или) в 1-м полугодии 2008 года пособие по уходу за ребенком назначалось работающим лицам в минимально гарантированном размере, то оно подлежало обязательному пересмотру.
Пример 5.
Предположим, что сотруднице организации с 10 сентября 2007 года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный ребенок у сотрудницы первый.
Из расчета 40% среднего заработка работника за соответствующий расчетный период сумма пособия составила 1310 руб. Так как данная величина меньше законодательно установленной величины минимального пособия, то пособие было назначено в размере 1500 руб.
С 1 января 2008 года выплачиваемое пособие должно было быть пересмотрено и его величина должна была составить 1627 руб. 50 коп., а с 1 июля 2008 года - 1657 руб. 61 коп.
Пример 6.
Предположим, что сотруднице организации с 24 марта 2008 года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Допустим, что вышеуказанный ребенок у сотрудницы первый, а 40% ее среднего месячного заработка составило 1515 руб. 60 коп. Пособие должно было быть назначено в размере минимально гарантированного, а именно 1627 руб. 50 коп. в месяц.
С 1 июля 2008 года размер пособия должен быть пересмотрен, и он составил 1657 руб. 61 коп.
Если размер назначенного пособия составлял значение, незначительно превышающее его минимально гарантированный размер, должна быть проведена проверка на необходимость осуществления перерасчетов размера ранее назначенного пособия.
Пример 7.
Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что из расчета 40% среднего заработка пособие составило 1640 руб.
Так как данная величина превышала минимально гарантированные величины до 1 января 2008 года и после вышеуказанной даты, то пособие не подлежало пересчету до 1 июля 2008 года.
С 1 июля 2008 года минимально гарантированный размер пособия при его назначении на первого ребенка составил 1657 руб. 61 коп. Следовательно, с 1 июля 2008 года пособие должно выплачиваться уже в размере 1657 руб. 61 коп.
Пример 8.
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что пособие было назначено в мае 2007 года из расчета 40% среднего заработка работника в размере 3161 руб. 60 коп.
Так как с 1 января 2008 года минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми составил 3255 руб., то исчисленное в 2007 году пособие должно было выплачиваться начиная с января 2008 года в размере 3255 руб., а с 1 июля 2008 г. - в размере 3315 руб. 22 коп.
Пример 9.
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что данный ребенок у сотрудницы второй, а 40% ее среднего месячного заработка составило значение, равное 3280 руб. 40 коп.
Пособие должно было быть назначено в размере 3280 руб. 40 коп.
С 1 июля 2008 года размер пособия должен быть пересмотрен, и он составил 3315 руб. 22 коп.
Как следует из вышеизложенного, пересчету с 1 июля 2008 года подлежат также следующие пособия:
1) назначенные в 2007 году из расчета 40% среднего заработка работника в размере от 1500 руб. 01 коп. до 1627 руб. 49 коп. по уходу за первым ребенком и в размере от 3000 руб. 01 коп. до 3254 руб. 99 коп. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми;
2) назначенные в 2008 году из расчета 40% среднего заработка работника в размере от 1627 руб. 50 коп. до 1657 руб. 60 коп. по уходу за первым ребенком и в размере от 3255 руб. до 3315 руб. 21 коп. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Что касается максимальных размеров пособия, то пересчет пособий в этой части производится по несколько иным правилам.
Если при назначении пособия 40% среднего заработка превышало 6630 руб. 44 коп., то с 1 июля 2008 года пособие должно быть назначено именно в данном значении.
Пример 10.
Предположим, что сотруднице организации в 2007 году был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
При расчете суммы пособия 40% среднего заработка составили 7200 руб.
Пособие должно было быть назначено в размере 6000 руб. в месяц.
С 1 января 2008 года размер пособия должен был составить 6510 руб. в месяц, а с 1 июля 2008 года составит 6630 руб. 44 коп. в месяц.
Пример 11.
Воспользуемся условиями примера 10 и предположим, что отпуск по уходу за ребенком предоставлен сотруднице в марте 2008 года.
При предоставлении отпуска пособие по уходу за ребенком должно было быть назначено в размере 6510 руб. в месяц, а с 1 июля 2008 г. - 6630 руб. 44 коп.
Если же при расчете пособия 40% среднего заработка сотрудника составило значение меньше, чем новый максимальный размер пособия по уходу за ребенком, то пособие должно быть назначено в размере 40% среднего заработка.
Пример 12.
Воспользуемся условиями примера 10 и предположим, что 40% среднего заработка сотрудницы при назначении пособия в 2007 году составило 6600 руб.
В 2007 году пособие должно было быть назначено в размере 6000 руб.
С 1 января 2008 года размер пособия должен был составить 6510 руб., а с 1 июля 2008 года - 6600 руб.
Пример 13.
Воспользуемся условиями примера 12 и предположим, что 40% среднего заработка сотрудницы при назначении пособия в 2007 году составило 6300 руб.
В 2007 году пособие должно было быть назначено в размере 6000 руб.
С 1 января 2008 года размер пособия должен был составить 6300 руб. С 1 июля 2008 года размер пособия не пересматривается.
Пример 14.
Воспользуемся условиями примера 11 и предположим, что 40% среднего заработка при назначении пособия составило значение, равное 6610 руб.
В марте 2008 года пособие должно было быть назначено в размере 6510 руб. в месяц, а с 1 июля 2008 года - в размере 6610 руб. в месяц.
И.Н. Девятов
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также об индексации пособий: Налоговый вестник. - 2008. - N 9. - С. 154-163; N 10. - С. 157-167.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1