"1С:Предприятие 8" на элеваторе
Предприятие "Саракташский элеватор" (п. Саракташ, Оренбургская обл.), созданное в 1921 г., занимается закупкой, хранением, сушкой, подработкой и реализацией зерновых культур. Общая емкость элеватора составляет сегодня 130 тыс. т, мощность зерносушилок - до 150 плановых т/ч. Элеватор имеет 11 большегрузных автомобилеразгрузчиков. Для подработки зерна используются пять стационарных зерноочистительных сепараторов общей производительностью 450 т/ч. На предприятии работают 120 человек.
Увеличение мощности зерносушилок и расширение объемов хранилищ элеватора привели к увеличению оборотов зерновых продуктов и, как следствие, к появлению новых требований к информационной системе предприятия. Возникла потребность в усилении контроля на всех стадиях производства, а также в оперативном получении достоверной информации, необходимой для анализа деятельности как самого предприятия, так и отдельных его подразделений и ключевых сотрудников.
На предприятии использовалось несколько информационных систем, обмен данными между которыми отсутствовал. При этом для формирования отчетности в одном отделе зачастую требовались данные другого отдела. Это приводило к повторному вводу данных со всеми вытекающими последствиями - неоправданным трудозатратам и ошибкам при вводе информации.
В новой информационной системе должны были быть учтены отраслевые особенности предприятия, предусматривающие ведение количественно-качественного учета зерна. Помимо ведения бухгалтерского и налогового учета система должна также обеспечить ведение оперативного учета.
После анализа предложений на рынке программного обеспечения руководство предприятия приняло решение о внедрении автоматизированной информационной системы на основе типового прикладного отраслевого решения "ИНПРО:Элеватор 8", интегрированный в "1С:Бухгалтерию 8" на платформе "1С:Предприятие 8".
Работы по внедрению автоматизированной системы были поручены разработчику данного прикладного решения компании "ИНПРО" (1С:Франчайзи, г. Оренбург).
На первом этапе проекта автоматизации специалисты компании провели анализ учета на элеваторе. В процессе обследования были определены рабочие места, которые было необходимо автоматизировать.
На следующем этапе программный продукт был запущен в промышленную эксплуатацию. Данный этап начался в середине июля 2008 г., в напряженный период уборки урожая, и был завершен в рекордно короткий срок - за один месяц. Обучение основных пользователей было проведено на реальных данных элеватора, что способствовало быстрому получению результатов автоматизации.
На данный момент на предприятии автоматизировано 11 рабочих мест: в бухгалтерии, лаборатории, весовой, отделах кадров и снабжения, а также в производстве.
В системе автоматизирован бухгалтерский и налоговый учет. Ведется учет заготовки зерна. Предусмотрено формирование реестров накладных, выполняется расчет зачетного веса зерна, а также учет операций по переводу зерна из одного вида в другой. Реализовано оформление операций по отгрузке зерна. Осуществляется расчет стоимости услуг, оказанных элеватором. Система обеспечивает формирование карточек лабораторного анализа, оформление операций по подработке и сушке зерна. Она интегрирована с электронным весовым оборудованием.
Оперативный учет зерна
К особенностям учета на элеваторе относится наличие отраслевых печатных форм (ЗПП). Учет заготовки зерна выполняется с помощью документа "Товарно-транспортная накладная СП-31" (ТТН). Данные из ТТН используются для формирования "Реестров прихода зерна" и соответствующих отраслевых форм: ЗПП-3, ЗПП-4 и ЗПП-14. Поступающее зерно взвешивается на автомобильных весах. При этом данные о весе автоматически передаются в систему, что способствует сокращению затрат рабочего времени на взвешивание. Результат вводится в "Журнал регистрации взвешивания грузов" по форме ЗПП-28 и фиксируется в отчете ЗПП-5. На основании реестров автоматически формируются приемные квитанции ЗПП-10 или ЗПП-13.
Фактическое качество зерна и продуктов его переработки устанавливается лабораторией. Основными показателями качества зерна являются влажность, сорность, зерновая примесь, клейковина, стекловидность и т.д. Результаты анализа фиксируются лаборантами в "Карточке лабораторного анализа", которая имеет печатные формы ЗПП-47 и ЗПП-42. Карточка регистрируется в "Журнале регистрации лабораторных анализов" по форме ЗПП-49.
По мере надобности выполняются подработка и сушка зерна. Эти операции отражаются в документах "Распоряжение на подработку", "Акт подработки", "Акт на уничтожение негодных отходов", а также "Приход зерноотходов", по которому можно как списывать отходы, так и приходовать их.
По мере необходимости владельцы зерна могут производить операции по переводу зерна из одного вида заготовки в другой. Программа позволяет автоматически учитывать движение зерна, остаток зачетного веса и его среднее качество, что делает учет контролируемым.
Наиболее удобной функцией системы является автоматический расчет стоимости услуг по приемке, подработке, сушке, хранению и отгрузке зерна. Расчет фиксируется в документе "Клиентское хранение". Система позволяет определить состояние лицевого счета клиента в любой момент. На основании выполненного расчета выписываются счета-фактуры.
Процесс отгрузки зерна начинается с оформления документа "Приказ на отгрузку", в котором указываются наименование отгруженного сырья и вид транспорта. На основании приказа формируется документ "Отгрузка", который содержит унифицированную форму "Торг-12" и отчет "Ведомость накладных", включающий перечень документов по отгрузке.
После отгрузки зерна выполняется зачистка складов, которая фиксируется с помощью документа "Акт зачистки". Перечень актов зачистки представлен в отчете "Журнал Актов зачистки", который содержит две печатные отраслевые формы ЗПП-7 и ЗПП-176.
Всю информацию о движении зерна и изменении его качественных параметров можно отследить с помощью отчета по форме ЗПП-36.
Результаты автоматизации
В настоящее время на "Саракташском элеваторе" полностью автоматизирован количественно-качественный учет зерна. Это позволило сделать учет на предприятии прозрачным. Контроль за движением зерна теперь выполняется на всех стадиях - от поступления до отгрузки. Оптимизация деятельности работников предприятия привела к сокращению потерь рабочего времени. Повысилась оперативность получения данных, снизился риск ошибок.
Единая информационная база позволяет работникам бухгалтерии оперативно получать данные по приходу и отгрузке зерна. В результате автоматизации значительно снизилось время, необходимое для получения информации о состоянии взаиморасчетов с клиентами. Решение "1С:Бухгалтерия 8" дало возможность работникам бухгалтерии автоматизировать учет операций по движению денежных средств и основных средств.
Для работы с программой необходимо наличие платформы "1С:Предприятие 8".
Прикладное решение "ИНПРО:Элеватор 8" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С: Предприятие".
Решение "ИНПРО:Элеватор 8" может поставляться как в виде самостоятельного прикладного решения, так и в виде дополнения к программным продуктам "1С:Бухгалтерия 8" и "1С:Управление производственным предприятием 8".
В настоящее время программный продукт "ИНПРО:Элеватор 8" внедрен и успешно эксплуатируется на ряде предприятий агропромышленного комплекса России.
Л. Хасанова,
1С:Франчайзи "ИНПРО"
Контактный телефон (3532) 75-69-00
"Финансовая газета", N 4, январь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71