Могут ли органы местного самоуправления устанавливать тарифы на платные образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений или это компетенция непосредственно учреждений?
Стоимость оказываемых образовательных услуг определяется в договоре по соглашению между образовательным учреждением и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора. Данные положения содержатся в п. 18 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг*(1).
Несмотря на приведенное выше предписание Правил оказания платных образовательных услуг о договорной природе цены на эти услуги, органы местного самоуправления, опираясь на пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ*(2), в ряде муниципальных образований регулируют цены на дополнительные платные образовательные услуги. Согласно указанному закону в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Исходя из того, что Правила оказания платных образовательных услуг являются подзаконным нормативным правовым актом, а не законом, некоторые юристы, включая работников органов прокуратуры, полагают, что все цены на все услуги муниципальных образовательных учреждений должны быть утверждены органами местного самоуправления.
Например, Городской думой г. Н.Новгорода утверждено Положение о порядке принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений*(3), согласно которому цены и тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений устанавливаются администрацией города, а в случаях, определенных настоящим положением, - по согласованию с Городской думой.
Возникает вопрос: правомерно ли установление цен на платные образовательные и иные услуги муниципальных образовательных учреждений органами местного самоуправления?
Если обратиться к нормам действующего гражданского законодательства, то можно сделать вывод, что такая трактовка неправомерна. Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации). Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) применяются в предусмотренных законом случаях.
Область применения регулируемых цен определяется Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 с одним и тем же названием "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, и Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Регулирование цен на образовательные услуги данным перечнем не предусмотрено.
Органы местного самоуправления к государственным органам не относятся, поэтому принимаемые ими нормативные правовые акты не могут вводить новые случаи установления обязательных для применения цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.). Установление органом местного самоуправления цен (тарифов) на оказываемые муниципальными учреждениями и предприятиями услуги возможно лишь в предусмотренных законом случаях; применение таких цен (тарифов) зависит не от организационно-правовой формы предприятия, а от вида предоставляемой услуги. Ценовое регулирование всех (без исключения) видов оказываемых муниципальными предприятиями услуг (включая те, которые не подлежат государственному регулированию) ущемляет права и интересы участников гражданских правоотношений.
Таким образом, установление цен на дополнительные платные образовательные услуги нормативными правовыми актами органов местного самоуправления нарушает федеральное законодательство.
Поэтому, в частности, в Нижнем Новгороде с учетом ст. 424 ГК РФ действие п. 2 Положения о порядке принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений не может распространяться на муниципальные образовательные учреждения, так как федеральное законодательство не предусматривает установления обязательных для применения цен на оказываемые ими образовательные услуги. Исключением является установление родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях, что предусмотрено Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
С учетом изложенного, как показывает судебная практика, требование прокуратуры о том, чтобы органы местного самоуправления устанавливали цены на все услуги, не соответствует нормам действующего законодательства, поэтому они должны устанавливать тарифы только на отдельные виды услуг. В этой связи интерес представляет, в частности, Постановление ФАС ВВО от 28.08.2008 N А82-1773/2008-14, в котором рассмотрена жалоба прокурора Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.05.2008, требовавшего признать недействующими и не подлежащими применению п. 2.1, 2.3 и 6.1 Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Ростовского муниципального района*(4).
Данными пунктами муниципальным предприятиям и учреждениям было предоставлено право устанавливать свободные тарифы на услуги. Прокурор посчитал, что предоставление таких прав противоречит ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ и ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ*(5).
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, сославшись на ч. 1 ст. 424 ГК РФ, сделал вывод о том, что цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом. Поэтому установление органом местного самоуправления цен (тарифов) на оказываемые муниципальными предприятиями услуги возможно лишь в предусмотренных законом случаях; применение таких цен (тарифов) зависит не от организационно-правовой формы предприятия, а от вида предоставляемой услуги. Ценовое регулирование всех (без исключения) видов оказываемых муниципальными предприятиями услуг (включая те, которые не подлежат государственному регулированию) ущемляет права и интересы участников гражданских правоотношений.
Довод заявителя о том, что в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ обязанность по установлению свободных тарифов на услуги Дума переложила на муниципальные предприятия и учреждения, также не принят судом во внимание.
В силу данной нормы запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов. Дума, как представительный орган местного самоуправления, самостоятельно приняла решение, которым утвердила Положение о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в полном соответствии с действующим законодательством.
А. Вифлеемский,
д.э.н.,
руководитель Нижегородского центра экономики образования
1 января 2009 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.
*(2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(3) Постановление Городской думы г. Н.Новгорода от 25.10.2006 N 67"Об утверждении Положения о порядке принятия решений об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений".
*(4) Утверждено Решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 30.10.2007 N 270.
*(5) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"