Знакомьтесь, Закон N 224-ФЗ
Не успели бухгалтеры ознакомиться с изменениями, внесенными Федеральным законом N 158-ФЗ*(1) в Налоговый кодекс *(2), как законодатель в условиях финансовой нестабильности подготовил новый пакет антикризисных поправок. Федеральный закон N 224-ФЗ*(3) (далее - Закон N 224-ФЗ) меняет не только действующие нормы НК РФ, но и отдельные нормы других актов налогового законодательства. Насколько же улучшает этот закон положение налогоплательщика, читатель узнает из данной статьи.
Революционные новшества в расчетах по НДС
Вычет с аванса
С 2009 года предприятиям, перечислившим аванс (предоплату), Законом N 224-ФЗ предоставлено право воспользоваться вычетом по НДС, не дожидаясь поступления предоплаченных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 12 ст. 171 НК РФ). Для получения такого вычета предприятие, выступающее в роли покупателя (заказчика), должно выполнить следующие условия (п. 9 ст. 172 НК РФ):
- располагать документами, подтверждающими фактическое перечисление сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- иметь счета-фактуры, выставленные поставщиками (исполнителями) при получении оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- позаботиться о том, чтобы в договоре было условие, предусматривающее перечисление авансов в счет реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Очевидно, что новшество должно затронуть другие нормы гл. 21 НК РФ, начиная с порядка предъявления налога, составления счета-фактуры и заканчивая дальнейшими действиями после отгрузки товаров (работ, услуг) в счет полученного аванса.
Предъявление "авансового" НДС покупателю
Данную обязанность Закон N 224-ФЗ распространяет на случаи получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав. Проще говоря, при поступлении аванса (предоплаты) налогоплательщик, так же как и при непосредственной реализации товаров (работ, услуг), обязан выставить счет-фактуру и указать в нем сумму налога. Рассчитать налог и предъявить его покупателю (заказчику) не составит труда, так как порядок исчисления суммы налога (по расчетной ставке) с авансов для поставщика (исполнителя) традиционен и установлен в п. 4 ст. 164 НК РФ.
"Авансовый" счет-фактура
Для счетов-фактур, в которых сумма налога исчисляется с сумм оплаты, частичной оплаты под предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), устанавливаются два правила. Первое: для выставления счета-фактуры отведен 5-дневный срок, только отсчитывается он не со дня отгрузки товаров, а со дня получения оплаты, частичной оплаты под предстоящую поставку товаров (работ, услуг). Второе: новый п. 5.1 ст. 169 НК РФ содержит обязательные реквизиты "авансового" счета-фактуры. В него не включаются количество (объем) поставляемых (отгруженных) по нему товаров, цена за единицу измерения и стоимость товаров без налога. Вместо этих сведений в данном счете-фактуре указывается сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. В дополнение к этим сведениям в "авансовом" счете-фактуре отражаются данные о налоговой ставке и сумме налога, предъявляемой покупателю товаров (работ, услуг). Унифицированная форма счета-фактуры, составляемого при получении сумм оплаты под предстоящую поставку товаров, пока не утверждена. Поэтому промышленным предприятиям, работающим по предоплате, ничего не остается, как взять за основу имеющуюся форму (приложение 1 к Правилам ведения книг покупок и книг продаж*(4)) и заполнить в ней реквизиты, являющиеся обязательными для "авансового" счета-фактуры.
Восстановление налога
Предъявив ранее к вычету налог с аванса, покупатель должен его восстановить, для того чтобы иметь основания поставить к вычету налог, исчисленный со стоимости товаров, после принятия их на учет (п. 7 ст. 2 Закона N 224-ФЗ). Очевидно, что покупатель восстанавливает налог в сумме, ранее принятой к вычету с аванса (предоплаты). Счета-фактуры, на основании которых суммы налога ранее были приняты к вычету, должны быть зарегистрированы в книге продаж на сумму налога, которую нужно восстановить. Восстановление производится в том периоде, в котором подлежат вычету суммы налога, предъявленные по уже приобретенным товарам (работам, услугам). Кроме этого, покупателю следует восстановить налог, если поставщиком возвращен перечисленный ему аванс при изменении условий или расторжении договора.
Допустим, в начале января 2009 г. предприятие уплатило поставщику аванс в размере 50% от предстоящей поставки сырья (590 000 руб. с учетом НДС). Через месяц поставщик отгрузил предприятию сырье, а покупатель произвел окончательные расчеты.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В момент перечисления аванса | |||
Перечислен предприятием аванс поставщику | 60 | 51 | 295 000 |
Поставлена к вычету сумма "авансового" НДС после того, как получен счет-фактура* |
68 | 76 | 45 000 |
В момент оприходования сырья | |||
Восстановлен ранее принятый к вычету "авансовый" налог | 76 | 68 | 45 000 |
Оприходовано сырье, полученное от поставщика | 10 | 60 | 500 000 |
Отражен предъявленный "отгрузочный" НДС | 19 | 60 | 90 000 |
Предъявлен к вычету "отгрузочный" НДС | 68 | 19 | 90 000 |
Перечислена оставшаяся часть задолженности | 60 | 51 | 295 000 |
* В примере намеренно не используется счет 19 в связи с тем, что он является активным и согласно Инструкции по применению Плана счетов предназначен для обобщения информации о суммах налога, предъявленных по уже отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам). С этими положениями не согласуется вариант отражения вычета с аванса с использованием счета 19 (Дебет 68 Кредит 19, Дебет 19 Кредит 68). Методологически корректно отражать налог с аванса и восстанавливать его после отгрузки с использованием счета расчетов (76), как это сделано в примере. Возможно, читателя смутит отражение на балансе "кредиторки", но это не более чем уменьшение "дебиторки" по сырью на сумму налога, который не включается в стоимость МПЗ. Проще говоря, счет 76 следует рассматривать как промежуточный счет для отражения операций по предъявлению "авансового" НДС к вычету и последующему его восстановлению согласно нормам НК РФ. |
Отметим главное. Рассмотренная группа поправок касается расчетов с бюджетом покупателя. Для поставщика порядок начисления и принятия к вычету НДС остался без изменений, добавилась лишь обязанность по составлению "авансового" счета-фактуры для покупателя.
Технологическое оборудование
Согласно предыдущей редакции пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ от обложения налогом освобождался ввоз на территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Законодатель предлагает ограничить данную норму оборудованием, аналоги которого не производятся в РФ. При этом должен быть утвержден отдельный перечень такого оборудования, до введения в действие которого не применяется ограничение льготы в отношении вносимого в качестве вклада в капитал технологического оборудования. Как только перечень будет утвержден, организации, ввозящей технологическое оборудование, нужно будет с ним ознакомиться, и со стоимости оборудования, которое не будет упомянуто в перечне, компании-импортеру придется уплатить НДС*(5). Поставить налог к вычету организация сможет после того, как перечислит налог в бюджет (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Отмена уплаты НДС при неденежных расчетах
С 2009 года организациям, осуществляющим неденежные расчеты, больше не надо перечислять контрагенту НДС отдельным платежным поручением. С этого года Закон N 224-ФЗ отменил нормы абз. 2 п. 4 ст. 168 и п. 2 ст. 172 НК РФ, поэтому организации должны производить такие расчеты на полную сумму, не выделяя НДС для перечисления его контрагенту. Данное правило имеет отношение к товарообменным операциям, зачетам взаимных требований и расчетам ценными бумагами. Для этой поправки, как и для предыдущей, установлены переходные положения, позволяющие применять их к отношениям, возникшим после 01.01.2009. До этой даты налогоплательщик руководствовался ранее действовавшим порядком налогообложения.
Обновленный вычет по СМР
Организации, которые выполняют строительно-монтажные работы (СМР) своими силами для собственного потребления, знают, что на основании абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ начисленный налог можно было поставить к вычету только по мере его уплаты в бюджет. Поправки отменяют это условие и устанавливают новое: вычет производится на момент определения налоговой базы при выполнении СМР - на последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ). Начислив налог по СМР в конце квартала, налогоплательщик сразу ставит его к вычету, отражая это в налоговых регистрах и декларации. В итоге сумма налога к начислению равна сумме налога к вычету. Для чего нужна такая хитрая схема? Для того, чтобы СМР остались в составе облагаемых операций и налогоплательщик мог бы, как и прежде, поставить к вычету налог по израсходованным в ходе СМР материальным запасам, а также по работам, выполненным привлекаемыми подрядными или специализированными организациями.
Организация в 2009 году произвела своими силами СМР для собственного потребления с использованием материалов на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на выполнение СМР, составила 400 000 руб.
В налоговую базу по СМР, выполненным для собственного потребления, в текущем месяце включается сумма фактических затрат на выполнение СМР - 600 000 руб. (200 000 + 400 000). Налог, начисленный на стоимость СМР, равен 108 000 руб. (600 000 руб. x 18%).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В момент получения материалов для СМР | |||
Оприходованы материалы для СМР | 10 | 60 | 200 000 |
Отражен предъявленный поставщиком налог | 19 | 60 | 36 000 |
Поставлена к вычету сумма предъявленного НДС | 68 | 19 | 36 000 |
Уплачены использованные в СМР материалы | 60 | 51 | 236 000 |
В момент выполнения СМР | |||
Начислен НДС на стоимость СМР для собственных нужд | 19 | 68 | 108 000 |
Принят к вычету НДС, начисленный на стоимость выполненных собственными силами СМР |
68 | 19 | 108 000 |
Обращаем внимание на то, что правилом предъявления вычета в момент начисления налога можно воспользоваться с 2009 года, если же налог на стоимость СМР начислен до 01.01.2009, то суммы НДС могут быть поставлены к вычету в прежнем порядке - после уплаты в бюджет.
Новые обязанности налогового агента
С вступлением в силу Федерального закона N 159-ФЗ*(6) субъекты малого и среднего предпринимательства наделены правом преимущественного выкупа используемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Напомним, возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц является приватизацией государственного и муниципального имущества (см. Закон о приватизации*(7)). В общем случае вышепоименованное имущество может:
- быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями;
- не быть закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и составлять государственную казну РФ, республики, края, области, города, муниципального образования.
Поправки в п. 3 ст. 161 НК РФ относятся только ко второй категории имущества, при реализации которого фактически "продавцом" выступает государство или муниципальное образование. Реализовать имущество они вправе не только малым и средним субъектам (последние имеют лишь преимущественное право) - в роли приобретателя имущества может оказаться любой хозяйствующий субъект, в том числе промышленные и градообразующие предприятия. Налог с такой операции следует уплачивать покупателю, на которого Закон N 224-ФЗ возлагает обязанности по исчислению и уплате НДС. Организация, приобретающая в процессе приватизации имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, как налоговый агент определяет налоговую базу в размере дохода от реализации имущества с учетом налога. Сама налоговая ставка исчисляется расчетным методом, который прописан в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Организация в 2009 году приобрела у местных органов власти имущество, составляющее казну муниципального образования. Сумма сделки по продаже имущества равна 4 720 000 руб. (в том числе НДС - 720 000 руб.). Выкупленное имущество (внеоборотный актив) предполагается использовать в облагаемой НДС деятельности.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получено имущество от муниципалитета | 08 | 60 | 4 000 000 |
Перечислена оплата имущества органу власти | 60 | 51 | 4 000 000 |
Отражен НДС, подлежащий уплате в бюджет | 19 | 68 | 720 000 |
Удержанный налог перечислен в бюджет | 68 | 51 | 720 000 |
Уплаченный НДС предъявлен к вычету | 68 | 19 | 720 000 |
Освобождение от налогообложения
Промышленным предприятиям, имеющим в распоряжении лом и отходы черных металлов, следует знать, что с 2009 года их реализация, как и продажа лома и отходов цветных металлов, относится к не облагаемым НДС операциям. Данное изменение внесено Законом N 224-ФЗ в пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Перемены в расчетах по налогу на прибыль
Снижение ставки налога
Возможно, некоторые предприятия уже рассчитываются с бюджетом по пониженной ставке, установленной в регионе (с 24 до 20%). Право снижать ставку в части сумм, зачисляемых в региональный бюджет, предоставлено субъектам РФ с начала действия гл. 25 НК РФ. С 2009 года налоговые обязательства снижены для всех налогоплательщиков за счет снижения ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет (с 6,5 до 2,5%). В итоге с этого года ставка налога на прибыль в общем случае устанавливается в размере 20%.
Повышение нормы учитываемых процентов
В условиях финансовой нестабильности банки повышают ставки процентов по кредитам, что для организаций оборачивается дополнительными расходами по обслуживанию кредитов и увеличением нагрузки. В результате проценты могут превысить установленные п. 1 ст. 269 НК РФ нормы для целей налогообложения. Напомним ранее действовавшие лимиты: для долговых обязательств в рублях - ставка рефинансирования ЦБР, увеличенная в 1,1 раза, для долговых обязательств в иностранной валюте - 15%. Законом N 224-ФЗ эти нормы повышены: по долговым обязательствам в рублях - до ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,5 раза, по валютным обязательствам - до 22%.
Нововведение подтвердил Минфин в Письме от 05.12.2008 N 03-03-06/1/675, к сожалению, не дав при этом практических рекомендаций по поводу одного нюанса, который законодатель (намеренно или по невнимательности) упустил из виду. Применять при налогообложении данные предельные ставки налогоплательщик может при отсутствии сопоставимых обязательств. В то же время абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, действие которого приостановлено Законом N 224-ФЗ, предоставлял право выбора одного из двух вариантов расчета учитываемых процентов (исходя из сопоставимых обязательств или из фиксированной ставки).
Как же применять рассматриваемую поправку, с одной стороны улучшающую положение налогоплательщика (повышение размера учитываемых процентов), с другой - ущемляющую его интересы (в части приоритета способа расчета по сопоставимым обязательствам)? По мнению автора, бухгалтеру не стоит теряться и следует исходить из реального положения вещей. Способ расчета процентов исходя из величины процентов по сопоставимым обязательствам достаточно редко применяется на практике в силу отсутствия этих самых сопоставимых долговых обязательств. К ним предъявляется ряд условий по сопоставимости, которые далеко не всегда могут выполнить даже те организации, которые имеют несколько долговых обязательств. Поэтому бухгалтеру можно порекомендовать не спешить с выводами и, удостоверившись в отсутствии сопоставимых обязательств, применять фиксированную ставку при расчете процентов по кредитам.
Новые налоговые лимиты распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года, и будут действовать до 31 декабря 2009 года. Не исключено, что в части нормируемых процентов организации придется пересчитать налоговую базу и внести изменения в учет, в котором заемщик полностью отражает суммы начисленных процентов.
Повышение амортизационной премии
Для того чтобы ввести данное новшество, законодателю пришлось отменить положения еще не вступившего в силу Закона N 158-ФЗ и полностью переписать ст. 258, 259 НК РФ, однако в действительности изменилось лишь несколько абзацев, касающихся учета капитальных вложений в составе текущих расходов.
Для объектов ОС, входящих в третью-седьмую амортизационные группы, с 2009 года допускается единовременное списание в уменьшение прибыли до 30%. Для всех остальных основных средств норма амортизационной премии остается прежней - не выше 10% от суммы расходов на капитальные вложения и расходов, понесенных при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении. В случае если объекты были реализованы ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода их в эксплуатацию, суммы амортизационной премии, учтенные в налоговой базе прошлых периодов, следует восстановить и включить в налоговую базу текущего периода. Данное уточнение применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 01.01.2008.
Стоимость имущества по сумме налога
До 2009 года по сумме исчисленного с рыночной стоимости налога следовало дать "затратную" оценку излишкам МПЗ, выявленным в ходе инвентаризации, а также имуществу, полученному при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ). С этого года данным правилом следует руководствоваться также в отношении имущества, полученного в ходе ремонта ОС, и при выявлении иного имущества (кроме МПЗ) в процессе инвентаризации. Заметим, приходуется такое имущество по рыночной стоимости, однако списывается в уменьшение налоговой базы по сумме налога, исчисленного с дохода, предусмотренного п. 13, 20 ст. 250 НК РФ. Таким образом, поправки уравнивают правила определения расходов в виде налоговой стоимости излишков МПЗ и иного имущества, которые выявлены в ходе инвентаризации (при разборке, демонтаже, ремонте ОС).
Уточнение по нелинейной амортизации
Суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации по ОС уменьшают налоговую базу только по тем объектам, по которым амортизация начисляется линейным методом. Нелинейный метод предусматривает погашение стоимости ОС в составе амортизационных групп, для которых п. 13 ст. 259.2 НК РФ (в редакции Закона N 158-ФЗ) установлен отдельный порядок отражения выбывающего из амортизационных групп имущества. Организации, имеющие обособленные подразделения и начисляющие в налоговом учете амортизацию нелинейным методом, могут эти данные не использовать при распределении налога по подразделениям. Закон N 224-ФЗ предоставляет право при расчете пропорции для распределения определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета, что проще и удобнее для налогоплательщика.
Дополнение перечня внереализационных расходов
Список таких расходов расширен: в него добавлены затраты по списанию нематериальных активов, которые, так же как и расходы, связанные с ликвидацией выводимых из эксплуатации ОС, учитываются в уменьшение налоговой базы.
Новое имущественное страхование
Поправки, внесенные Законом N 224-ФЗ, расширяют действие ст. 263 НК РФ со страхования имущества до имущественного страхования, которое включает страхование риска утраты, недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска. Исходя из этого с 2009 года налоговые расходы на страхование включают взносы по всем видам обязательного страхования, а также взносы по определенным в данной статье видам добровольного имущественного страхования. Также при расчете налога можно учесть взносы на добровольное страхование ответственности по договору и взносы на другие виды добровольного имущественного страхования, если согласно законодательству такое страхование является обязательным для деятельности налогоплательщика.
Авансовые платежи
Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из сумм платежей прошлых отчетных периодов, в IV квартале 2008 года могли вносить платежи по фактически полученной прибыли. Применение такого метода позволяло сэкономить на авансовых платежах за последний отчетный период 2008 года, если, конечно, фактически прибыль за этот период снизилась по сравнению с предыдущими периодами. Для того чтобы все было по закону, изменение порядка исчисления авансовых платежей следовало отразить в учетной политике. Кроме того, нужно было уведомить об этом инспекцию по месту учета налогоплательщика не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа.
Поправку уже прокомментировал Минфин в Письме от 27.11.2008 N 03-00-08/40. В нем указаны общий порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей по итогам 10 и 11 месяцев 2008 года (до 28.11.2008 и 29.12.2008). При этом срок уплаты налога на прибыль за год нововведение не меняет (не позднее 30.03.2009). Как видим, времени на раздумья у налогоплательщиков было немного, учитывая то, что Закон N 224-ФЗ был опубликован 27.11.2008. Поэтому тот, кто успел вовремя уведомить налоговую инспекцию, мог уплачивать авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Тот, кому это сделать не удалось за отведенный срок (с 27.11.2008 до 28.11.2008), мог перейти на уплату ежемесячных платежей исходя из фактической прибыли с 2009 года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря 2008 года (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Изменения в налоговом администрировании
Пересчет налоговой базы
В предыдущей редакции ст. 54 НК РФ было прописано правило, обязывающее налогоплательщика произвести перерасчет базы при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Сделать это нужно было в том периоде, когда совершены ошибки (допущены искажения). И если период совершения ошибок невозможно было определить, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производился тогда, когда выявлены ошибки. Законодатель предлагает взять последнюю норму на вооружение и не трогать налоговую базу прошлых налоговых (отчетных) периодов в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Достаточно будет пересчитать текущие налоговые обязательства на сумму допущенной ранее ошибки, но это можно будет сделать с 2010 года, когда изменение вступит в силу.
Решение об изменении срока уплаты налогов
Нормы п. 5 ст. 1 Закона N 224-ФЗ наделяют правом предоставлять отсрочку по уплате налогов не только Правительство РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ), но и министра финансов РФ. Порядок и условия предоставления данной отсрочки прописаны в новой ст. 64.1 НК РФ. Министр финансов РФ вправе принимать решение о предоставлении организации отсрочки по уплате налогов в сумме, превышающей 10 млрд руб., но только при одном условии: если единовременная уплата данной суммы может привести к серьезным социально-экономическим последствиям. Для крупных промышленных предприятий в условиях финансовой нестабильности такие последствия не исключены, поэтому, возможно, данная поправка пригодится производителям. Отсрочка может быть предоставлена организациям без обеспечения, но не безвозмездно. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной половине ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей на период отсрочки или рассрочки. Решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов может быть принято Минфином в период до 01.01.2010.
Приостановление операций
Данная мера применяется для обеспечения исполнения решения налоговиков о взыскании налога или сбора, а также в случае несвоевременного представления налоговой декларации (п. 1, 3 ст. 76 НК РФ). Нормы п. 8 ст. 1 Закона N 224-ФЗ расширяют применение этой непопулярной для налогоплательщиков меры и позволяют налоговикам приостанавливать операции по счету в целях взыскания пеней и штрафов.
Другое дополнение касается операций, которых приостановление, наоборот, не затрагивает. Это платежи, очередность исполнения которых предшествует уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, пеней и штрафов. В этот список Законом N 224-ФЗ включены страховые взносы, уплату которых налоговики не вправе будут блокировать согласно поправкам в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.
В статью 76 НК РФ введен п. 9.2, вступающий в силу с 2010 года. Он устанавливает меру ответственности для налоговиков, нарушивших срок отмены решения о приостановлении операций или запоздавших с вручением представителю банка данного решения. На сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБР, подлежащие уплате за каждый календарный день нарушения срока.
Изменения в налоговых проверках
Согласно п. 9 ст. 1 Закона N 224-ФЗ с 2009 года в случае проведения камеральной проверки инспекторам достаточно представить налоговую декларацию (расчет). Требование о представлении документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), исключено из п. 2 ст. 88 НК РФ.
В обновленном п. 9.1 ст. 88 НК РФ прописан порядок действий проверяющих в случае представления "уточненки" в ходе "камералки". Проверка прекращается по ранее поданной декларации (расчету), и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Такое прекращение "камералки" означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Вместе с тем при проведении иных мероприятий налогового контроля допускается использование документов (сведений), полученных налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки.
Основным этапом рассмотрения материалов любой проверки (как камеральной, так и выездной) являются анализ и исследование представленных доказательств. Нормы п. 11 ст. 1 Закона N 224-ФЗ уточняют список этих доказательств, в их числе: документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок, и иные документы, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
При этом следует учесть два требования. Во-первых, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса. Во-вторых, данной нормой нельзя ограничить документы (информацию), представленные организацией в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков. Такие документы должны приниматься на рассмотрение налоговиками наравне с другими доказательствами, полученными в ходе налоговой проверки. Аналогичные поправки внесены в п. 7 ст. 101.4 НК РФ, которым регламентирован порядок рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях привлекаемого к ответственности лица.
В.М. Тихомиров
эксперт журнала "Промышленность: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах".
*(2) См. статью С.А. Кравченко "В новый год с обновленным Налоговым кодексом", N 8, 2008.
*(3) Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".
*(4) Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
*(5) Норма будет применяться с 1-го числа налогового периода, следующего за периодом, в котором вступил в силу документ, утверждающий перечень технологического оборудования.
*(6) Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(7) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"