Нашей компанией были утрачены все документы по приобретению товара до 19 мая 2008 г. Данных о цене и поставщиках товаров не осталось. Как определить цену на товар, находящийся на складе?
К сожалению, из вопроса неясно, какие именно документы были утрачены. Если только первичные, которые служат для подтверждения понесенных затрат, то информацию о ценах можно взять из отчетности.
Рассмотрим ситуацию, когда пропала и отчетность, в которой уже были отражены операции по данным товарам. Тогда организации придется самостоятельно определять рыночную цену товаров.
Напомним, что цена - это денежное выражение стоимости единицы товара. В случае невозможности установления цены на основании документов цена определяется как рыночная цена по идентичным (однородным) товарам.
Рыночная цена представляет собой цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 5-11 ст. 40 НК РФ.
Именно этот метод, по нашему мнению, будет в данном случае оптимальным. Возникает вопрос: как на практике установить рыночную цену, используя информацию о ценах на идентичные товары?
Например, организация может взять информацию о ценах у производителей таких же товаров, а также использовать для этих целей прайсы оптовых торговых компаний. Желательно, чтобы прайсы были датированы тем же месяцем, в котором организация определяет цену товара и фактически заново ставит их на учет. Эти документы нужно сохранить. Они пригодятся для подтверждения установленной цены.
В случае невозможности определения рыночной цены - если отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, отсутствуют официальные источники информации - могут использоваться два расчетных метода.
При этом каждый из этих методов используется при невозможности определить цену предыдущим методом.
Если невозможно определить рыночную цену по сделкам с идентичными (однородными) товарами, сначала используется метод цены последующей реализации.
По методу цены последующей реализации рыночная цена (РЦ) определяется по формуле:
РЦ = ЦПП - З - П,
где ЦПП - цена, по которой товар был продан покупателем при последующей реализации (цена последующей продажи);
З - обычные затраты, понесенные покупателем при последующей продаже (без учета цены, по которой товар был приобретен);
П - обычная для сферы торговли прибыль покупателя.
Если же и метод цены последующей реализации использовать невозможно (например, отсутствует информация о цене, по которой товары впоследствии были реализованы покупателем), то применяется затратный метод определения цены.
Расчет рыночной цены затратным методом производится по формуле:
РЦ = З + П,
где З - затраты на производство (приобретение) и реализацию;
П - обычно применяемая в данной сфере деятельности прибыль.
При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Использование последнего метода на практике довольно-таки затруднительно, поскольку механизм определения обычной прибыли не определен.
Других способов определения цены товара нормы налогового законодательства РФ не предусматривают. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 11.01.2008 N 3-02-07/1-1.
А. Фиалка,
эксперт "ЭЖ"
1 декабря 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru