Обязательно ли наличие Положения о премировании в бюджетных учреждениях? Возможна ли выдача премий на основании приказов?
Постановлением Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" было установлено: учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки. Но данное Постановление утратило силу с 1 декабря 2008 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, согласно п. 2 которого системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее - Приказ) утверждены Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.
Так, согласно приложению 1 к Приказу в указанный Перечень включены также премиальные выплаты по итогам работы.
В соответствии с Разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера, изложенными в приложении 2 к Приказу, в федеральных бюджетных учреждениях выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем (п. 1 Разъяснений). Трудовой кодекс РФ не содержит определения локального нормативного акта.
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).
Согласно сложившийся практике под локальными актами можно понимать документ, действующий в пределах организации и не носящий индивидуальную направленность на регулирование отношений с конкретным работником.
Вместе с тем ни нормами ТК РФ, ни нормативно-правовыми актами в сфере бюджетного регулирования не установлено обязательное требование о разработке и утверждении Положения о премировании в бюджетной организации как отдельного документа.
Однако исходя из анализа норм трудового законодательства и складывающейся правоприменительной практики, можно сделать вывод, что приказы работодателя (в том числе руководителя бюджетной организации) о премировании конкретного работника или одноразовом премировании группы работников не могут быть отнесены к локальным нормативным актам в области системы оплаты труда.
Таким образом, документ, содержащий положения о премировании работников бюджетных организаций (будь то отдельное положение о премировании, иной локальный нормативный акт), не должен быть индивидуализирован и не должен носить разовый характер.
Порядок премирования может быть установлен в том числе в коллективном договоре, ином соглашении.
Вместе с тем, исходя из всего изложенного, мы все же рекомендуем разработать отдельное Положение о премировании.
Положение о премировании должно предусматривать:
условия премирования (количественно-качественные характеристики);
круг премируемых лиц;
порядок премирования: размеры выплат, сроки и т.д.
Документ, предусматривающий выплаты премии (соглашение, коллективный или трудовой договор либо локальный нормативный акт), должен предусматривать:
показатели и условия премирования и их количественные и качественные характеристики (например, сокращение расходования водителями топлива на 5-10% в месяц);
круг премируемых работников;
размеры премиальных выплат;
периодичность премирования.
На основании данного документа руководителем бюджетной организации и будут издаваться приказы о премировании конкретных работников.
И. Лобань,
эксперт "ЭЖ"
1 декабря 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 12, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru