Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации
от 30.12.2008 N 03-11-05/322
В Письме Минфина РФ от 30.12.2008 N 03-11-05/322 рассмотрен вопрос: "Будет ли увеличен лимит доходов при применении УСНО с 20 млн до 50 - 80 млн руб.?" Вопрос действительно очень важен для предприятий и предпринимателей, применяющих УСНО, ведь несмотря на все трудности, вызванные пробелами в законодательстве и двояким толкованием положений НК РФ, с которыми может столкнуться "упрощенец", данный режим в определенной степени оправдывает свое название и количество организаций, применяющих УСНО, растет с каждым днем. Так что же будет с предельным размером доходов при УСНО? Обратимся к истории вопроса.
Что было? На первый взгляд может показаться, что налогоплательщики снова перепутали положения НК РФ, устанавливающие право на применение УСНО, и положения Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которым определены критерии для отнесения организаций и предпринимателей к категории малого и среднего бизнеса. Так, согласно данному закону субъектами малого предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду условий, в том числе связанных с ограничением предельного значения выручки от реализации товаров, работ, услуг: для микропредприятия - 60 млн руб., для малого предприятия - 400 млн руб., для среднего предприятия - 1 000 млн руб. Видя такие показатели выручки для малого бизнеса, некоторые налогоплательщики увязывают их с правом применения УСНО.
Надо отметить, что есть несколько законопроектов, предусматривающих увеличение предельного размера выручки для применения УСНО.
Что предполагалось изменить? | Стадия рассмотрения документа |
Проект Федерального закона N 74039-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" |
|
Данный проект направлен на совершенствова- ние налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, и предполагает увеличение предельного размера дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения, с 15 до 195 млн руб. в случае, если организация подает заявление о переходе на УСНО по итогам девяти месяцев текущего года, и увеличение предельного размера дохода, служащего критерием утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, с 20 до 260 млн руб.*(1) |
20.06.2008 внесен в Государственную Думу ФС РФ, 01.07.2008 рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 38, п. 61) |
Проект Федерального закона N 407081-4 "О внесении изменения в статьи 346.12, 346.13 и 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" |
|
Целью данного законопроекта является сокращение числа ограничений для научных организаций и инновационных предприятий, желающих применять УСНО, в частности повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, до 70 млн руб.*(2) |
15.03.2007 внесен в Государственную Думу ФС РФ (Вх. N 1.1-3262), 15.05.2007 рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 241, п. 79) |
Проект Федерального закона N 388357-4 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" |
|
Экономически оправданным является увеличение максимального размера дохода, при котором возможно уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, до 50 млн руб. в год (9 месяцев - 37,5 млн руб.)*(3) |
25.01.2007 внесен в Государственную Думу ФС РФ, 20.02.2007 рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 222, п. 20) |
*(1) Вышеназванные показатели не изменялись с 1 января 2006 года. Установленный критерий в настоящих условиях является необоснованно низким, ограничивает возможность развития предприятий и применение организациями данной системы налогообложения в сфере производства, не позволяет увеличивать количество рабочих мест и размер официально выплачиваемой заработной платы. *(2) В целях стимулирования трансфера технологий, интеграции науки и высшей школы, передачи результатов научных исследований в опытное и мелкосерийное производство и стимулирования других направлений научной и инновационной деятельности целесообразно сделать исключение в отношении научных организаций и инновационных предприятий. Разумно было бы предоставить научным организациям и инновационным предприятиям возможность последовательно применять упрощенную систему налогообложения из года в год, не опасаясь собственного расширения как фактора, влекущего потерю прав на налоговые преференции. *(3) Проведенная индексация предельного размера дохода не способствует поддержке и стимулированию деятельности малых предприятий. При индексации применялись только показатели инфляции, но не учитывались фактические условия предпринимательской деятельности, а также высокий уровень сокрытия доходов. Установленный критерий в настоящих условиях является необоснованно низким, ограничивает возможность развития предприятий и применение организациями данной системы налогообложения в сфере производства, не позволяет увеличивать количество рабочих мест и размер официально выплачиваемой заработной платы. |
Минфин уже разъяснял налогоплательщикам, что предельный размер выручки для применения УСНО устанавливается НК РФ, а отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ не является основанием для предоставления права на применение УСНО (Письмо от 19.08.2008 N 03-11-04/3/391). Так что одно с другим путать не следует.
Таким образом, действительно существуют законопроекты, предусматривающие увеличение предельного дохода для применения УСНО. И в этом плане у налогоплательщиков есть основания задавать Минфину вопросы, подобные поставленному в комментируемом письме.
Что будет? В комментируемом письме Минфин отвечает, что внесение изменений в гл. 26.2 НК РФ, предусматривающих увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков в целях применения УСНО, не планируется. Аналогичный ответ дан Минэкономразвития в Письме от 24.10.2008 N Д05-4614. Одновременно информируем, что в мае 2008 года Правительством РФ одобрен проект основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, которым не предусмотрено изменение величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающей его право применять УСНО. На самом деле если обратиться к указанному документу, то никаких действий в отношении расширения границ применения спецрежимов он не содержит.
Однако на сегодняшний день Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ в рамках развития малого и среднего предпринимательства предусматривает следующие меры:
- замену разрешительных процедур при открытии и ведении бизнеса на уведомительные;
- снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам естественных монополий;
- сокращение контрольных полномочий проверяющих органов;
- расширение государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, если все будет "по плану", то об увеличении предельного размера доходов "упрощенцам" следует забыть до 2012 года.
Чем сердце успокоится? Но все же у налогоплательщиков есть шанс увеличить предельный размер доходов, дающий право на применение УСНО. И ключ - в двояком трактовании норм законодательства.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ предельная величина доходов, дающая право на применение УСНО, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спор о том, надо ли умножать предельную величину доходов только на коэффициент-дефлятор за текущий год или на коэффициенты за все предыдущие годы, не нов. И Минфин в своих разъяснениях, в том числе и в комментируемом письме, указывает, что размер коэффициента-дефлятора, к примеру, на 2008 год установлен с учетом ранее установленных размеров коэффициента-дефлятора на 2006-2007 годы (Письмо от 11.04.2008 N 03-11-04/2/70). Однако налогоплательщики продолжают настаивать на ином и идут в суд. Так, например, поступил Новгородский стоматологический центр, обратившись с заявлением в Арбитражный суд Новгородской области. Получив отказ, организация обратилась в ФАС СЗО. Постановлением от 06.06.2008 N А44-42/2008 судьи ФАС СЗО оставили решение Арбитражного суда Новгородской области без изменения, а жалобу общества без удовлетворения. Определением ВАС РФ от 28.10.2008 N 1210/08 дело передано в Президиум ВАС. При этом ВАС РФ в определении указал, что из текста Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360, которым установлен коэффициент-дефлятор на 2007 год: не следует, что он рассчитан с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год: Требования же статьи 346.12 НК РФ, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными. Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на УСНО с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 руб. (15 000 000 x 1,241 x 1,132).
То есть, следуя данной логике, размер дохода, ограничивающий право на применение УСНО в 2009 году, будет равен 57,9 млн руб. (20 млн руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132), соответственно, размер дохода, дающий право на применение УСНО с 2010 года, - 43,428 млн руб. (15 млн руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132). Цифры значительно отличаются от тех, на которых настаивает Минфин, - 30,76 млн и 23,07 млн руб. соответственно. Налогоплательщикам есть за что бороться.
Рассмотрение дела Президиумом ВАС было назначено на 20.01.2009. Результат - оно отложено на три месяца.
Вот так судебная система вступила в противоречие с политикой Минфина. Ждем новостей из зала суда через три месяца - 20.04.2009!
А.К. Попов,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 4, февраль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"