"Камералка" по-новому
Антикризисные изменения Налогового кодекса не обошли стороной и процедуру проведения налоговых проверок. В частности, изменения коснулись камеральных проверок. О том, как будет строиться контрольная работа налоговиков с этого года, и пойдет речь в этой статье.
Камеральная проверка - один из самых распространенных видов налогового контроля, который осуществляют налоговые органы. Связано это с тем, что все хозяйствующие субъекты обязаны представлять установленную отчетность налоговикам, а те в свою очередь, опираясь на нее, контролируют правильность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.
Проверка принимает четкие черты
С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ. Помимо изменений законодательства, способствующих преодолению кризисной ситуации, внесены изменения и в порядок проведения камеральных проверок налоговыми органами. Основные изменения приведены в таблице.
Таблица. Изменения в процедуре проведения
камеральной налоговой проверки*(1)
N п/п |
Норма Налогового кодекса |
Внесенное изменение |
1 | Пункт 2 статьи 88 | Срок начала проведения камеральной проверки установлен в течение трех месяцев со дня, когда представлена налоговая декларация (расчет). Пункт, привязывающий начало срока проведения проверки к обязанности представлять документы, прилагаемые к налоговой декларации в соответствии с Налоговым кодексом, исключен. |
2 | Пункт 9.1 статьи 88 | Если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию до окончания камеральной проверки, проводимой по поданной ранее декларации, то проверка прекращается и начинается новая на основе поданной уточненной налоговой декларации. Под прекращением камеральной налоговой проверки понимается прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. В то же время полученные сведения при проведении прекращенной проверки могут быть использованы для мероприятий налогового контроля в рамках новой проверки. |
3 | Пункт 5 статьи 100 | Упорядочена процедура вручения акта налоговой проверки. С 1 января 2009 года он должен вручаться в течение пяти дней с даты этого акта непосредственно лицу, в отношении которого проводилась проверка. Он также может вручаться его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). |
4 | Абзац 2 пункта 4 статьи 101 |
При рассмотрении материалов налоговой проверки будут исследоваться доказательства и документы, истребованные у налогоплательщиков ранее в рамках мероприятий налогового контроля, или иные документы, имеющиеся у налогового органа. Иными словами, теперь у налоговых органов отсутствуют законные основания для того, чтобы повторно истребовать документы, а также их копии. Документы (информация) о деятельности налогоплательщика, представленные в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом, не будут считаться полученными с нарушением Налогового кодекса. При этом использовать при камеральной проверке доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса, недопустимо. |
5 | Абзац 1 пункта 9 статьи 101 |
Установлен срок вручения вынесенного по результатам камеральной проверки решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вручается проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней после дня, когда оно вынесено. |
6 | Абзац 3 пункта 7 статьи 101.4 |
Введена норма, не допускающая использовать при рассмотрении материалов налоговой проверки доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса. Если документы (информация) представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то они не считаются полученными с нарушением Налогового кодекса. |
7 | Статья 101.2 | Изменен порядок обжалования решения налоговых органов. С 1 января 2009 года решение о привлечении или отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения обжалуется в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. При этом срок обжалования в суде исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. |
*(1) Изменения в пункты 1-6 таблицы внесены Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ, в пункт 7 - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Вступили в силу с 1 января 2009 года. |
В первую очередь они направлены на упорядочение процедуры налоговых проверок, и камеральных в частности.
Более четко установлен срок начала проведения камеральной проверки - в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета), независимо от дополнительных документов. Предыдущая формулировка часто становилась причиной разногласий и споров налогоплательщиков с налоговиками.
К положительным можно отнести изменения, связанные с порядком представления информации и документов для проведения налогового контроля. Законом установлена возможность использования при осуществлении контрольных мероприятий документов, истребованных ранее при выездных и камеральных проверках. Это избавляет налогоплательщиков от трудоемкой процедуры повторной подготовки документации, что высвобождает силы и время. Ведь не секрет, что крупные налогоплательщики при большом документообороте вынуждены нанимать отдельных сотрудников только для изготовления копий документов. Если такая обязанность возлагается на кого-то из сотрудников бухгалтерии, это больше похоже на расточительство, так как использовать квалифицированного специалиста для таких целей - значит неэффективно использовать имеющийся кадровый потенциал.
Важным моментом является норма, запретившая при рассмотрении материалов налоговых проверок применять доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса. Даже если по факту налогового правонарушения будет вынесено решение на основании доказательств, полученных на основании сведений МВД в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки, или же по экспертизе, проведенной с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом, то такое решение, скорее всего, будет признано недействительным.
Несколько неясным остается порядок применения норм в отношении документов, представленных с нарушением сроков. Если изменения абзаца 3 пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса говорят, что эта норма применима при привлечении налогоплательщика к ответственности, то изменения в абзаце 2 пункта 4 статьи 101 оставляют достаточно широкое поле для трактования. Возможно, что в ближайшее время законодатель все же даст более четкую формулировку этой нормы, в противном случае это придется делать судам.
Однако судебная практика появится не так уж скоро. Это связано с тем, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в процедуру обжалования решений налоговых органов о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщиков за совершение налогового правонарушения. С 1 января 2009 года обжаловать такие решения через суд можно только после рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе.
Подводя итог, можно сказать, что год только начался и пока рано говорить, как сложится правоприменительная практика внесенных изменений. Предварительно к положительной тенденции можно отнести упорядочение порядка проведения камеральных проверок. Отрицательным, безусловно, является изменение процедуры обжалования решений налоговых органов. Однако окончательные оценки все равно расставит время.
А. Химичев,
ведущий эксперт "ПБ"
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.