Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
В настоящее время за указанные виды уголовных преступлений предусмотрены следующие виды уголовных наказаний: обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до трех месяцев.
Здоровые в нравственном, моральном и социальном плане семейные отношения предполагают заботу членов семьи друг о друге. Во все времена существования семьи кормить детей, снабжать их всем необходимым должны были родители. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных детей, достигших совершеннолетия, а также обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи.
Статья 60 Семейного кодекса Российской Федерации говорит об алиментах как о "причитающихся" ребенку суммах, соответственно лишать ребенка "причитающегося", пусть даже не влияющего значительно на его материальное положение - недозволительно. Кроме того, данные средства имеют строго целевой характер - они должны расходоваться представителями ребенка на его содержание, воспитание и образование. Таким образом, право на алименты является субъективным правом самого ребенка как самостоятельного субъекта семейных правоотношений. Особенность данного права заключается лишь в том, что в силу недостаточной дееспособности несовершеннолетний осуществить его не в состоянии. Именно по этой причине один из его родителей имеет возможность обратиться с требованием о взыскании указанных сумм.
Более того, не получая средств на воспитание от другого родителя, ребенок лишается доли его участия в воспитании (при трате алиментных выплат на цели воспитания и развития ребенка), тем самым утрачивает возможность воспитываться и содержаться "еще лучше". Да и невыплачивающей стороне такое положение дел чревато проблемами: во-первых, получается, что родитель не исполняет конституционную обязанность - забота о детях, воспитание детей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации); во-вторых, органы опеки, узнав о положении дел, могут предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).
В общем, право на содержание - это право ребенка, а не родителя, который его воспитывает, проживая вместе с ним. Таким образом, интересы ребенка, заключающиеся в получении надлежащего воспитания, заботы и ухода, а также в получении требуемого содержания, подлежат судебной защите вне зависимости от соответствующей инициативы его родителей.
Представляется, что предусмотренные наказания за неуплату алиментов как на содержание детей, так и на содержание недееспособных родителей слишком мягки для данного состава преступления.
За невыплату алиментов должников необходимо приговаривать к лишению свободы. Это заставит должников осознать свою вину.
На основании изложенного разработан представленный проект федерального закона, в соответствии с которым за вышеуказанный состав преступления предлагается установить следующие виды уголовного наказания: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, обязательные работы на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, исправительные работы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, лишение свободы до 1 года.
Первый заместитель |
К.И. Поляков |
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Первый заместитель |
К.И. Поляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.