Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 26181-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Московской городской Думой (по вопросу установления уголовной и административной ответственности за правонарушения в области организации и проведения азартных игр)
Названным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 172.1, устанавливающей ответственность за деятельность по организации и проведению азартных игр без лицензии, либо без специального разрешения в игорной зоне, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 6.16 и 6.17, устанавливающими ответственность за нарушение требований к организаторам азартных игр и игорным заведениям и участие в незаконных азартных играх.
Представляется, что авторы законопроекта не учитывают, положений части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии которыми с 30 июня 2009 года утрачивают силу подпункты 76 (деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и 77 (деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Одновременно статья 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" дополняется подпунктом 104 согласно которому, лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Также необходимо отметить, что незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр можно квалифицировать как незаконное предпринимательство, ответственность за которое предусмотрена статьей 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Причем уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает только в случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В предлагаемой авторами законопроекта редакции части первой статьи 172.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации отсутствуют такие элементы состава преступления, как крупный ущерб либо извлечение дохода в крупном размере.
Таким образом, нарушается принцип дифференциации ответственности, что не позволит разграничить уголовную ответственность, предусмотренную проектируемой статьей 172.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации и административную ответственность, предусмотренную статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 26181-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Московской городской Думой.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.