Заключение Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 ноября 2008 г. N 29/1
"По проекту федерального закона N 94626-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (о заключении первого контракта о прохождении военной службы), внесенному в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Ю.А. Савенко"
Рассмотрев проект федерального закона N 94626-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (о заключении первого контракта о прохождении военной службы), внесенный депутатом Государственной Думы Ю.А. Савенко, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается:
1) уточнить пункты 3 и 4 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", посвященные заключению первого контракта о прохождении военной службы;
2) исключить из федерального закона "О статусе военнослужащих" оставшиеся нормы, посвященные офицерам, проходящим военную службу по призыву.
По первому вопросу необходимо отметить следующее.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 3 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о прохождении военной службы заключается с гражданином, поступающим на военную службу.
В то же время согласно пункту 1 статьи 34 указанного Федерального закона контракт о прохождении военной службы вправе заключать и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Учитывая это, при использовании в подпунктах "а" и "в" пункта 3 статьи 38 понятия "гражданин" неясно, является ли военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, субъектом указанных норм или нет. Это в отдельных случаях порождает неопределенность в понимании такими военнослужащими их прав на заключение контракта о прохождении военной службы.
В этой связи предложение субъекта права законодательной инициативы выделить в подпунктах "а" и "в" пункта 3 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" указанную категорию военнослужащих заслуживает поддержки.
Кроме того, изменения, предложенные законопроектом к внесению в пункт 3 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приводят его в соответствие с пунктом 4 статьи 20.1 того же Федерального закона.
Во-первых, согласно пункту 4 статьи 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с гражданами, завершившими обучение по программе военной подготовки в учебном военном центе при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - УВЦ), контракт о прохождении военной службы заключается именно и только в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38. Тогда как в действующей редакции пункта 3 статьи 38 указанная категория граждан фактически попадает в обе нормы - в подпункт "в" и подпункт "д".
Во-вторых, в соответствии с тем же пунктом 4 статьи 20.1 Минобороны России (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) непосредственно после окончания выпускником УВЦ федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключает с ним контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 и присваивает ему воинское звание офицера.
Таким образом, согласно пункту 4 статьи 20.1 присвоение выпускнику УВЦ воинского звания офицера является следствием заключения с ним контракта о прохождении военной службы.
В соответствии же с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 с выпускником УВЦ первый контракт о прохождении военной службы может заключаться лишь после того, как ему присвоено воинское звание офицера (в отличие от выпускников военных кафедр, выпускники УВЦ по окончании образовательного учреждения в запас с присвоением воинского звания офицера не зачисляются).
Для решения этой проблемы законопроектом в подпункте "д" пункта 3 статьи 38 устанавливается, что контракт о прохождении военной службы заключается с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в УВЦ и поступающим непосредственно после окончания указанного образовательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера.
Также заслуживает поддержки предложение субъекта права законодательной инициативы заменить в абзаце первом пункта 4 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" словосочетание "военнослужащий может заключить первый контракт" словосочетанием "с военнослужащим может быть заключен первый контракт", что не только приведет терминологию этой нормы в соответствие с терминологией пункта 3 и абзаца второго пункта 4 той же статьи, но и более точно отразит роль каждой из сторон контракта в принятии решения о заключении его на более короткий, чем по общему правилу, срок.
Что же касается второго вопроса - исключить из федерального закона "О статусе военнослужащих" оставшиеся нормы, посвященные офицерам, проходящим военную службу по призыву, то предлагаемые законопроектом изменения поддерживаются и не требуют дополнительной аргументации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.