Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 105377-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 105377-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", направлен на реализацию положений проекта федерального закона N 105369-5 "О противодействии коррупции". Законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" дополняется положениями, в соответствии с которыми оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться для решения вопроса о достоверности представленных муниципальным служащим сведений о доходах и об имуществе при наличии соответствующего запроса. При этом устанавливается, что при проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не могут применяться такие оперативно-розыскные мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
Законопроектом вносятся также изменения, в соответствии с которыми на муниципальных служащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные проектом федерального закона "О противодействии коррупции".
Предусматривается, дополнить статью 575 "Запрещение дарения" ГК РФ положением, позволяющим дарение государственным служащим, служащим органов муниципальных образований в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом устанавливается, что подарки, стоимость которых превышает пять тысяч рублей, полученные государственным служащим, служащим органов муниципальных образований признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором он замещает должность. В связи с этим представляется целесообразным подарки, полученные служащим органов муниципальных образований, признавать муниципальной собственностью. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления также обращает внимание на то, что необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" терминологию, используемую в ГК РФ, заменив термин "служащий органов муниципальных образований" на термин "муниципальный служащий".
Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей, устанавливающей особенности заключения трудового договора с бывшими муниципальными служащими. В частности предусматривается, что граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. В свою очередь работодатель при заключении с ними трудового договора обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Трудовой кодекс Российской Федерации вводится также положение, в соответствии с которым заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с муниципальной службы, является основанием для его расторжения.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности муниципального служащего (бывшего муниципального служащего) законопроектом предусмотрена административная ответственность для соответствующих должностных лиц (норма внесена законопроектом в главу 19 КоАП). В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что название новой статьи 19.29 КоАП "Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)", регулирующей данный вопрос, нуждается в уточнении.
Законопроектом вносится в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" норма, согласно которой в случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако следует отметить, что данная норма должна вступить в силу после определения организации, которую государство уполномочит осуществлять такого рода доверительное управление. Соответствующие нормативные акты до настоящего времени не приняты. Таким образом, рассматриваемое предложение носит декларативный характер. В связи с чем Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает, что для реализации этой нормы такие нормативные акты необходимо разработать и принять в кратчайшие сроки.
В целом изменения в указанные законодательные акты Российской Федерации своевременны и актуальны и не вызывают возражений.
На основании изложенного и с учетом замечаний Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает принятие проекта федерального закона N 105377-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.