Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 270306-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, правил содержания и ремонта многоквартирных домов и (или) жилых помещений и правил предоставления коммунальных услуг), внесенный Московской городской Думой
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона. Законопроект предусматривает внесение в статьи 7.21 - 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменений, уточняющих составы административных правонарушений в соответствии с действующим Жилищным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 июля 2002 года.
Статьи 7.21 - 7.23 КоАП РФ в редакции, предусмотренной авторами законопроекта, предусматривают установление административной ответственности за нарушение, соответственно, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как указано в пояснительной записке, необходимость принятия предлагаемого законопроекта обусловлена несоответствием понятийного аппарата, используемого в КоАП РФ, понятийному аппарату Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, в действующей редакции статей 7.21-7.23 КоАП РФ отсутствуют используемые в действующем Жилищном кодексе Российской Федерации понятия "многоквартирный дом", "переустройство" и "перепланировка" жилых помещений. Следствием отмеченного несоответствия положений Жилищного кодекса Российской Федерации и КоАП РФ является затруднение применения мер административного наказания на практике, а также рост числа административных правонарушений.
По мнению Комитета, проблема приведения КоАП РФ в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также повышения эффективности применения мер административного наказания за нарушение жилищного законодательства представляется актуальной.
В то же время, в тексте законопроекта содержатся недостатки принципиального характера, не позволяющие рекомендовать его к принятию в первом чтении.
Так, предлагаемая авторами законопроекта статья 7.21 КоАП РФ формулирует чрезмерно расширенный, неопределенный состав административного правонарушения. При этом ответственность за предусмотренное ей правонарушение может наступать и за действия, влекущие в соответствии с действующим законодательством юридическую ответственность других видов. Так, в частности, несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги представляет собой нарушение правил пользования жилыми помещениями. Однако частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за данное нарушение установлена ответственность в виде уплаты пени.
Лишенным достаточных правовых оснований представляется предложение об установлении за рассматриваемое правонарушение административной ответственности юридических лиц.
Лишено достаточных правовых оснований также содержащееся в предлагаемой статье 7.22 положение об административной ответственности за самовольные переустройство и (или) перепланировку общего имущества в многоквартирном доме, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм, регулирующих вопросы переустройства и (или) перепланировки общего имущества в многоквартирных домах.
Необоснованным представляется также предложение об исключении из статьи 7.22 КоАП РФ нормы, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка и правил признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
В тексте законопроекта не учтено также, что в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" величина административного штрафа, предусмотренного статьями Особенной части КоАП РФ, должна быть выражена в рублях.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить рассмотренный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 21 ноября 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.