Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
Предлагаемый законопроект уточняет положения пункта 7 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", касающиеся продолжительности переходного периода, в течение которого должны быть приняты технические регламенты.
Указанной статьей Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрен единый семилетний период для принятия технических регламентов независимо от отраслевых особенностей объектов технического регулирования. Законопроектом предлагается сократить до пяти лет срок принятия технических регламентов в области строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2007 года прекращается лицензирование в области инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений. В условиях отсутствия действующих технических регламентов в области строительства, неопределенности с перечнем конкретных норм СНиПов, ГОСТов и других ведомственных нормативных актов в области строительства, исполнение которых является обязательным в переходный период, установленный статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании", возникает правовой вакуум в сфере регулирования безопасности строительства и безопасной эксплуатации, зданий и сооружений.
Ситуация усугубляется тем, что 16 базовых СНиП, принятых Госстроем России в период 2001-2003 гг. до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и содержащих требования по безопасности к зданиям и сооружением, не прошли своевременную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не имеют юридической силы.
Такое положение неприемлемо в ситуации, когда в стране увеличивается число аварий с человеческими жертвами при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Обоснованную тревогу вызывают аварии, связанные с разрушением недавно построенных объектов. Достаточно вспомнить обрушение зданий аквапарка в городе Москве и плавательного бассейна в городе Чусовом Пермского края.
Приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" поставлена задача удвоения объемов жилищного строительства к 2010 году. Решение этой задачи невозможно без своевременного создания необходимой правовой базы обеспечения безопасности строительства и эксплуатации жилых зданий и объектов коммунальной инфраструктуры. На достижение этой цели направлен предлагаемый законопроект.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании" повлечет увеличение расходов федерального бюджета в связи с ускорением работ по утверждению технических регламентов в области строительства и расширением их перечня.
Программа разработки технических регламентов, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 N 1421-р, предусматривает разработку до конца 2007 года за счет бюджетных средств одного общего и пяти специальных технических регламентов в области строительства и промышленности строительных материалов, а также коммунального хозяйства: "О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий"; "О безопасности лифтов"; "О безопасности строительных материалов и изделий"; "О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения"; "О безопасности гидротехнических сооружений" и "О безопасности теплоснабжения".
Согласно результатам разработок системы объектов технического регулирования в области строительства и промышленности строительных материалов, выполненным рабочей группой при Экспертном управлении Администрации Президента Российской Федерации, в области строительства необходимо разработать 19 технических регламентов, в том числе 8 специальных технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений, 9 специальных технических регламентов, устанавливающих требования к процессам производства строительных работ, и 2 технических регламента, устанавливающих требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (процессам) зданий и сооружений.
Средняя стоимость разработки одного технического регламента с учетом состоявшихся конкурсов, проведенных в 2005 году, составляет 3,0 млн. руб. для общих и 2,8 млн. руб. для специальных технических регламентов при годовом сроке выполнения работ. Таким образом, стоимость разработки 19 технических регламентов в период 2006-2008 гг. составит не более 57,0 млн. руб. или порядка 19,0 млн. руб. на один финансовый год.
В федеральном бюджете на 2006 год на цели разработки технических регламентов запланированы расходы в сумме 117,4 млн. руб. Ускоренная разработка регламентов в области строительства потребует некоторого увеличения данных расходов с учетом приведенных выше расчетов.
Указанная оценка затрат является максимальной, так как часть специальных технических регламентов может быть разработана негосударственными организациями за счет собственных средств. Кроме того, по мере разработки общих регламентов и некоторых специальных регламентов будет уточняться распределение объектов технического регулирования по техническим регламентам, что может повлечь за собой уменьшение числа разрабатываемых технических регламентов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию законы РСФСР и законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты РСФСР и Российской Федерации.
Принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в Программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 N 1421-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.