Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1 декабря 2008 г. N 50
по проекту федерального закона N 123532-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму"
Комитетом Государственной Думы по безопасности рассмотрен проект федерального закона N 123532-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, М.И. Гришанковым, А.И. Гуровым, А.М. Розуваном.
Авторы законопроекта обоснованно и четко определяют цели законопроекта, состоящие в повышении эффективности мер предупреждения терроризма и усилении борьбы с этим явлением уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными способами, а также в совершенствовании законодательства Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение террористических актов.
Комитетом поддерживается предложение об исключении слов "либо захватом заложника" из части второй статьи 105 УК РФ с одновременным дополнением части третьей статьи 206 УК РФ квалифицирующим признаком "сопряжены с умышленным причинением смерти человеку", т.к. в условиях действия моратория на смертную казнь ответственность за совершение такого преступления как захват заложников фактически не смягчается, с учетом того, что санкцией статьи вместо смертной казни предусматривается пожизненное заключение.
Необходимо отметить, что внесение изменений в статью 105 УК РФ путем предложенной конкретизации диспозиции квалифицированного состава преступления, позволит при расследовании убийства органу предварительного расследования, возбудившему уголовное дело, - проводить следствие в полном объеме без дополнительной квалификации по статье 206 УК РФ "Захват заложника".
Предложенная конкретизация диспозиций квалифицированных составов преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 281 УК РФ, позволит органу предварительного расследования, возбудившему уголовное дело, проводить следствие в полном объеме без дополнительной квалификации, например, по статье 105 УК РФ "Убийство", т.к. квалифицирующий признак "умышленное причинение смерти человеку" при совершении террористического акта, захвате заложника, диверсии теперь введен в диспозиции указанных статей УК РФ.
Стоит отметить, что предлагаемый в проекте закона вариант распространения действия статьи 316 УК РФ "Укрывательство преступлений" на более широкий круг преступлений, в том числе и на преступления, связанные с оказанием содействия террористической деятельности, позволит привлекать к ответственности за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений. В настоящее время лица, укрывающие преступников, совершивших тяжкие преступления, никакой ответственности не несут, т.к. действующей редакцией статьи 316 УК РФ предусматривается ответственность за не обещанное укрывательство лишь особо тяжких преступлений.
Внесение изменений в статьи 30 и 31 УПК РФ продиктовано вескими обстоятельствами, а именно практикой рассмотрения в судах уголовных дел с участием присяжных заседателей о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе террористического характера.
Так, в южных регионах России, участились факты вынесения коллегиями присяжных заседателей оправдательных вердиктов или обвинительных вердиктов с указанием о снисхождении в отношении подсудимых - установленных следственными органами членов незаконных вооруженных формирований и организованных преступных сообществ, осуществлявших террористическую и иную преступную деятельность на территории России.
Необходимость усиления влияния на ситуацию в данной области диктуется нарастающей для общества террористической угрозой, которая настоятельно требует от государства принятия адекватных мер, выраженных в обеспечении неотвратимости наказания виновных лиц за совершенные преступления. Возникает потребность в поиске правовых способов урегулирования складывающейся судебной практики, связанных с изменением уголовно-процессуального законодательства, в части уточнения состава суда общей юрисдикции, указанного в статье 30 УПК РФ для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй, третьей и четвертой, 281 (в новой редакции), 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 УК РФ.
Комитет отмечает, что ограничение прав граждан, в качестве вынужденной меры, применено в настоящее время в форме отказа родственникам в праве на захоронение тел погибших террористов с соблюдением религиозных и национальных обычаев (ритуалов). Урегулирование вопроса о погребении лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено в связи с их смертью в результате контртеррористической операции, лежит в плоскости федеральных законов "О противодействии терроризму" и "О погребении и похоронном деле", нормы которых, признаны Конституционным Судом РФ соответствующими основному закону.
Внесение предлагаемых изменений отражает взвешенную позицию депутатского корпуса о возможностях дифференцированного использования института присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел о преступлениях террористического характера.
Отдельно следует отметить, что внесение изменений в статьи 20 и 23 ФЗ "О противодействии терроризму" носит уточняющий характер и вводит в круг субъектов осуществляющих противодействие терроризму следователей органов прокуратуры.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по безопасности поддерживает проект федерального закона N 123532-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму" и рекомендует его Государственной Думе для принятия в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.