Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"
Законопроектом предусматривается повышение материального обеспечения граждан путем установления новых более высоких размеров базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размеров ежемесячных денежных выплат, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (названная категория граждан получает ежемесячные денежные выплаты в размерах, предусмотренных для соответствующих категорий граждан - "чернобыльцев"); ветеранам, получающим ежемесячные денежные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; инвалидам, в том числе детям-инвалидам; Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Славы взамен льгот в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и другими законодательными актами.
В целях обеспечения достижения среднего размера социальных пенсий не ниже прожиточного минимума пенсионера к концу 2009 года законопроектом предусматривается установление новых размеров базовой части трудовой пенсии с увеличением с 1 марта 2009 г. на 8,5% и с 1 декабря 2009 г. - еще на 26,5%, что в совокупности обеспечит их рост на 37,2%.
Одновременно пропорционально увеличиваются размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Так, с 1 марта 2009 г. базовая часть пенсии для пенсионера по старости увеличится на 156 рублей (1950 рублей), с 1 декабря 2009 г. - на 510 рублей (2460 рублей).
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 г. устанавливается в сумме 3900 рублей в месяц (увеличение на 312 рублей).
Размеры базовой части трудовых пенсий по старости и по инвалидности лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, будут устанавливаться с 1 марта 2009 г. в повышенных размерах в зависимости от количества таких членов семьи (от одного до трех). На каждого иждивенца базовая часть пенсии будет увеличиваться на 650 рублей.
Кроме того, в результате принятия законопроекта произойдет увеличение тех денежных выплат, размеры которых определяются в соответствующем процентом отношении от размера базовой части трудовой пенсии.
К таким выплатам относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих); дополнительное материальное обеспечение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"; ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы организации объединенных наций, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 285).
В части увеличения ежемесячных денежных выплат проект федерального закона предусматривает внесение необходимых изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ранее размеры ежемесячных денежных выплат были увеличены федеральными законами от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ, от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ и от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" сумма средств, направляемая на оплату предоставления отдельным категориям граждан набора социальных услуг (социальной услуги), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.
В связи с этим проект федерального закона, предполагающий повышение размеров ежемесячных денежных выплат, предусматривает и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в части повышения размеров сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг.
Кроме того, в целях реализации конституционного права граждан на меры социальной поддержки законопроектом предусматривается установление механизма индексации указанных сумм в порядке и сроки, установленные для индексации ежемесячной денежной выплаты.
Представленный законопроект предусматривает также установление норматива ежемесячных финансовых затрат на 2009 год на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Ранее указанный норматив был установлен Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью либо частично. Частью 4 статьи 6.3 данного Федерального закона установлено, что заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается ежегодно в срок до 1 октября текущего года в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом.
Граждане из числа федеральных льготников, не нуждающихся в предоставлении социальных услуг полностью или частично, в силу возрастных особенностей и состояния здоровья зачастую забывают о необходимости ежегодной подачи заявления. Соответственно, если заявление не подано до 1 октября, в следующем году ежемесячная денежная выплата осуществляется им за вычетом суммы, направляемой на оплату набора социальных услуг, что вызывает недовольство и, как следствие, многочисленные устные и письменные обращения с их стороны.
Законопроект предусматривает установление нового, более удобного для граждан порядка подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг, а также порядка возобновления его предоставления.
Реализация законопроекта позволит урегулировать вопрос о пролонгации действия ранее поданного заявления об отказе от получения набора социальных услуг либо об его получении, путем внесения соответствующих изменений в часть 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Финансовое обеспечение указанных мероприятий будет осуществляться в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в федеральных законах "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"
Финансовое обеспечение реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" будет осуществляться в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в федеральных законах "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.