Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" (внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Статьями 1 и 2 законопроекта предусматривается установление новых размеров базовой части трудовой пенсии по старости в целях обеспечения достижения среднего размера социальных пенсий не ниже прожиточного минимума пенсионера к концу 2009 года.
С 1 марта 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1950 рублей (увеличение на 156 рублей) и с 1 декабря 2009 года - в сумме 2460 рублей (увеличение на 510 рублей), что в совокупности обеспечит их рост за 2009 год более чем на 37 процентов.
Одновременно пропорционально увеличиваются размеры базовых частей трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается с 1 марта 2009 года в сумме 3900 рублей (увеличение на 312 рублей), с 1 декабря 2009 года - 4920 рублей (увеличение на 1020 рублей).
Лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, предусматривается увеличение размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в зависимости от количества таких членов семьи (от одного до трех). При этом на каждого иждивенца базовая часть будет увеличена с 1 марта 2009 года на 650 рублей и с 1 декабря 2009 года - на 810 рублей.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается с 1 марта 2009 года в сумме 2925 рублей (увеличение на 234 рубля) и с 1 декабря 2009 года в сумме 3690 рублей (увеличение на 765 рублей).
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается с 1 марта 2009 года в сумме 2535 рублей (увеличение на 203 рубля) и с 1 декабря 2009 года в сумме 3198 рублей (увеличение на 663 рубля).
Кроме того, увеличатся размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих) и дополнительного материального обеспечения, поскольку они определяются в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости. У граждан, имеющих право на получение двух пенсий, соответственно увеличатся обе пенсии.
Статьями 3-8 законопроекта предусматривается внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью установления с 1 апреля 2009 года новых, более высоких размеров ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), предоставляемых ветеранам, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, Героям Советского Союза, Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (членам их семей), Героям Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний.
Размеры ЕДВ будут увеличены на 8,5% почти у 17 млн. граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, отнесенные к расходным обязательствам Российской Федерации.
Одновременно с повышением размеров ЕДВ законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-фЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым с 1 апреля 2009 года повышается сумма средств, направляемая на оплату стоимости предоставляемого гражданину набора социальных услуг (с 567 рублей до 615 рублей в месяц), которая удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ.
Кроме того, законопроект предусматривает установление механизма индексации указанных сумм в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для индексации ЕДВ.
Законопроект предусматривает установление норматива ежемесячных финансовых затрат на 2009 год на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (465 рублей вместо 426 рублей). В дальнейшем указанный норматив будет устанавливаться отдельным федеральным законом одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Ранее указанный норматив был установлен Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Законопроектом также предусматривается решение вопроса о пролонгации действия ранее поданного заявления об отказе от получения набора социальных услуг либо об его получении. Предлагаемый законопроектом новый порядок подачи заявлений об отказе от получения набора социальных услуг, а также порядок возобновления его предоставления освободит пожилых граждан и инвалидов, не нуждающихся в предоставлении социальных услуг полностью или частично, от необходимости ежегодной подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию финансовое обеспечение реализации законопроекта будет осуществляться в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в федеральных законах "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и "О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
У Правого# управления Аппарата Государственной Думы и Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике поддерживает проект федерального закона N 128590-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.