Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект закона) разработан с целью урегулирования вопроса о предоставлении в собственность инвестору, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельных участков, созданных на искусственно образованных территориях.
В проекте закона искусственно образованная территория определяется как участок суши, созданный на части водного объекта трудом человека с целью размещения объектов капитального строительства на земельных участках (земельном участке) в границах такой территории.
Таким образом, искусственно образованная территория не является объектом капитального строительства в том значении, в котором данное понятие используется для целей Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное в проекте закона определение позволяет отграничить искусственно образованную территорию от понятия "искусственный остров", который является особым видом сооружений, то есть, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом капитального строительства.
Действие закона не распространяется на отношения, регулируемые федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Порядок создания искусственно образованных территорий в акваториях морских портов регулируется законом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом закона закрепляются следующие основные положения и процедуры:
1) создание искусственно образованных территорий возможно как по инициативе инвестора, так и по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) искусственно образованные территории создаются на части водных объектов, которые для этих целей предоставляются в пользование;
3) создание искусственно образованных территорий возможно как за счет бюджетных средств, так и за счет частных инвестиций;
4) к числу существенных условий инвестиционных договоров о создании искусственно образованных территорий относятся:
- предмет инвестиционного договора;
- сведения о местоположении и площади искусственно образованной территории;
- срок действия инвестиционного договора;
- целевое назначение и разрешенное использование земельных участков (земельного участка), которые будут расположены в границах искусственно образованной территории;
- обязательство инвестора по созданию искусственно образованной территории и предельные сроки выполнения данного обязательства;
- поступление в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность земельных участков, предназначенных для обеспечения осуществления полномочий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных земельных участков в собственность инвестора и в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
- обязательство инвестора подготовить документацию по планировке территории и предельный срок подготовки такой документации; обязательство органа местного самоуправления утвердить документацию по планировке территории и предельный срок выполнения указанного обязательства;
- условия страхования рисков, связанных с реализацией инвестиционного договора;
- ответственность сторон за неисполнение условий инвестиционного договора.
5) создание инвестором искусственно образованных территорий включает в себя следующие основные стадии:
- подача обращения о создании искусственно образованной территории;
- согласование создания искусственно образованной территории с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- проведение аукциона на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и проекта правил землепользования и застройки;
- проведение инженерных изысканий, государственная экспертиза их результатов;
- подготовка проектной документации и ее государственная и государственная экологическая экспертиза;
- подготовка и утверждение проекта правил землепользования и застройки;
- проведение аукциона на право создания искусственно образованной территории. При этом, исходя из принципа равенства участников гражданско-правовых отношений, необходимости обеспечения равного доступа к реализации возможности создания искусственно образованной территории, а также обеспечения реальной конкуренции и состязательности, инициатор создания искусственно образованной территории принимает участие в аукционе наравне с иными физическими и юридическими лицами, изъявившими желание участвовать в данном аукционе;
- выдача заключения о соответствии искусственно образованной территории проектной документации;
- принятие решения о подтверждении создания искусственно образованной территории;
- кадастровый учет земельных участков, которые располагаются на искусственно образованной территории и государственная регистрация прав собственности на них.
При этом, согласно законопроекту, создание искусственно образованной территории допускается только в тех случаях, если это не препятствует осуществлению полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Кроме того, создание искусственно образованной территории не допускается, в случае, если часть водного объекта, на которой планируется создание искусственно образованной территории, расположена в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких поселений, городских округов.
Проектом закона также предусмотрено внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления частей водных объектов в пользование для создания искусственно образованных территорий.
Кроме того, изменения вносятся в федеральные законы "Об экологической экспертизе", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации.
Проект закона закрепляет основы комплексного правового регулирования отношений, связанных с созданием искусственно образованных территорий и приобретением прав на сформированные на них земельные участки.
Указанные изменения позволяют обеспечить, с одной стороны, гарантии прав инвесторов, а с другой стороны, учесть публичные интересы по развитию соответствующих территорий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в следующие акты федерального законодательства:
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование".
В связи с принятием законопроекта потребуется принятие следующих актов федерального законодательства:
постановление Правительства Российской Федерации о порядке определения размера максимальной суммы возмещения вреда окружающей среде, водным объектам и водным биологическим ресурсам, который может быть причинен вследствие создания искусственно образованной территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.