Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"
Федеральным законом предусматривается ратифицировать Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанную в городе Каракасе 22 декабря 2003 года.
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере.
Конвенция основывается на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в Российской Федерации или в Боливарианской Республике Венесуэла.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в том другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ или связанной с ними надзорной деятельности установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 9 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от использования недвижимого имущества могут облагаться налогом в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Налогообложение капитала
Капитал, представленный движимым и недвижимым имуществом, принадлежащий резиденту одного договаривающегося государства и находящийся в другом договаривающемся государстве, облагается налогом в том другом государстве.
Капитал, представленный морскими или воздушными судами, эксплуатируемыми в международных перевозках, подлежит налогообложению только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является владелец таких морских и воздушных судов.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства предоставлено государству-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов, если фактическим получателем является компания, не являющаяся партнерством, которая прямо владеет не менее 10% общего капитала компании, выплачивающей дивиденды, и которая инвестировала в эту компанию сумму, эквивалентную не менее 100 тыс.долл. США. Во всех остальных случаях налог не может превышать 15% от общей суммы дивидендов.
Налогообложение процентов
Право взимать налог с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено договаривающемуся государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога в государстве-источнике, при этом налог не может превышать 5% от общей суммы процентов для банков и 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.
Проценты подлежат налогообложению только в том государстве, резидентом которого является их получатель, если они получены правительством другого договаривающегося государства, его центральным банком, политическим подразделением или местным органом власти или если любая из упомянутых организаций выплачивает проценты, а также если проценты выплачивают по займу, выданному или гарантированному финансовым учреждением общественного характера с целью содействия экспорту и развитию.
Налогообложение роялти и платежей за техническое содействие
Право взимать налоги с роялти и платежи за техническое содействие предоставлено государству, резидентом которого является их получатель. В то же время оговаривается право взимания налога с роялти и платежей за техническое содействие и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% от общей суммы роялти и 10% от общей суммы платежей за техническое содействие.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей.
Другие положения
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
После подписания Конвенции в тексте на русском и английском языках были обнаружены ошибки технического характера. Министерство иностранных дел Российской Федерации нотами от 14 мая 2005 года N 3216/лад и от 3 июля 2006 года N 3930/лад уведомило венесуэльскую сторону о необходимости внесения соответствующих исправлений в текст Конвенции на русском и английском языках. Согласие венесуэльской стороны подтверждено нотой от 19 октября 2007 года N 006150.
Конвенция подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами юридических процедур, необходимых для ее вступления в силу. Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит ее действия, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Конвенции в силу.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"
Принятие федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.