Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 406329-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, В.Н. Плигиным, Е.В. Паниной (по вопросу совершенствования норм законодательства Российской Федерации, регулирующих процедуры изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам)
Названным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на совершенствование норм законодательства Российской Федерации, регулирующих процедуры изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.
Представляется целесообразным согласиться с позицией авторов законопроекта в части совершенствование норм законодательства Российской Федерации, регулирующих процедуры изъятия, хранения и оценки вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.
Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации касающиеся реализации вещественных доказательств требуют дополнительного обсуждения.
В частности, полагаем, что дополнение части 2 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации требует доработки с учетом положений части 1 и 3 статьи 35, а также статьи 46, части 1 статьи 49 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что предлагаемая редакция подпункта "в" пункта 1 части 2 и части 4 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не согласуется с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2008 года N 9-П, согласно которому, взаимосвязанные положения части четвертой и подпункта "в" пункта 1 части второй статьи 82 УПК РФ, предусматривающие, что вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, передаются для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку эти законоположения позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, без вступившего в законную силу приговора, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, и - в случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, - до вступления в силу соответствующего решения суда.
Вместе с тем, учитывая необходимость совершенствования норм законодательства Российской Федерации, регулирующих процедуры изъятия, хранения и оценки вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, Комитет считает возможным одобрить концепцию рассматриваемого проекта федерального закона при условии его дальнейшей доработки с учетом высказанных замечаний.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 406329-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, В.Н. Плигиным, Е.В. Паниной.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.