Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей"
Досье на проект федерального закона
Объем производства в пищевой промышленности России в 2006 году составил 1 трлн. 717 млрд. руб. (или 6,41% от ВВП). Дополнительно к этому импорт продовольствия в 2006 году в Россию составил 21 млрд. долларов США. Эти цифры свидетельствуют о важности и необходимости принятия данного технического регламента, действие которого распространяется на весь объем пищевых продуктов в Российской Федерации. Принятие данного технического регламента позволит потребителям легче осуществлять осознанный выбор пищевых продуктов и реализовывать право на защиту своих интересов, а также будет способствовать снижению рисков предпринимательской деятельности, росту отрасли и привлечению инвестиций в экономику страны.
Целью разработки проекта является создание в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании технического регламента, устанавливающего обязательные и исчерпывающие общие требования к маркировке пищевых продуктов, обеспечивающие предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Проект устанавливает требования к маркировке пищевых продуктов, что соответствует коду Общероссийского классификатора стандартов Российской Федерации 67.040.
Разработка проекта данного технического регламента обусловлена необходимостью приведения требований в сфере маркировки пищевых продуктов в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, реализации требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.), устранения избыточных административных барьеров, дублирования и противоречий в данной области законодательства.
Проект учитывает состояние и современные тенденции в развитии национальной и международной нормативной правовой базы в области маркировки пищевых продуктов.
В настоящее время требования в данной сфере установлены в ряде нормативных правовых и технических документов Российской Федерации, а именно:
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
Национальные стандарты Российской Федерации на отдельные виды пищевых продуктов.
В связи с бурным ростом торговых отношений Российской Федерации и ведущих стран мирового сообщества одной из важных задач технического регулирования становится поступательное движение в направлении гармонизации требований к маркировке пищевых продуктов с международными стандартами в этой области и использование той же терминологии, которая применяется в мировой практике. Особенно актуальной эта задача становится в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО, где вопросы технического регулирования решаются посредством использования международных стандартов Кодекс Алиментариус.
Основной новацией настоящего технического регламента является сведение обязательных требований к маркировке пищевых продуктов в единый документ с целью установления единообразия в этой области для всех участников рынка, устранения избыточного регулирования, а также максимально возможной гармонизации с требованиями международных стандартов.
Введение данного технического регламента предоставляет потребителю возможность получения исчерпывающей информации о потребительских свойствах пищевых продуктов, тем самым обеспечивая право потребителя на осознанный выбор товаров.
Введение единообразных и гармонизированных требований к маркировке пищевых продуктов позволит устранить избыточные барьеры на пути выхода российских производителей на международный рынок. В настоящее время такие барьеры существуют, а именно, ряд требований, которые содержатся в международных стандартах, отсутствуют в российских нормативных правовых документах. Примером являются условия, позволяющие заявить об особых свойствах пищевых продуктов, расширенный перечень элементов маркировки пищевой ценности, информация об аллергенных свойствах продуктов. Напротив, ряд требований, которые содержатся в нормативных правовых документах Российской Федерации не применяются в международной практике, например, обязательное указание даты изготовления и даты упаковывания пищевых продуктов, указание документа, по которому продукт был изготовлен (ТУ или ГОСТ), указание на упаковке номера и даты выдачи регистрационного свидетельства для продуктов, подлежащих регистрации.
В соответствии с поставленной разработчиками целью проект гармонизирован с требованиями международных стандартов и руководств Кодекса Алиментариус CODEX STAN 1-1985, CAC/GL 1-1979, CAC/GL 2-1985, а также директив Евросоюза 90/496/ЕЕС, 2000/13/ЕС, 2003/89/ЕС.
Проект не содержит дополнительных норм сверх требований стандартов Кодекс Алиментариус, за исключением некоторых положений, которые действуют в настоящее время в Российской Федерации:
- наличие уполномоченной изготовителем организации на принятие и удовлетворение претензий потребителей;
- требования об информированию# больных кетонурией о содержании в продуктах фенилаланина.
В отличие от национального стандарта ГОСТ Р 51074-2003, который детализирует требования к отдельным группам пищевых продуктов, данный проект в основном содержит требования, которые являются общими для всех пищевых продуктов, и предполагает, что техническими регламентами для отдельных групп пищевых продуктов могут быть установлены дополнительные требования, специфические для этих групп.
Проект прошел предусмотренные Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании" процедуры публичного обсуждения, а также дважды рассматривался на общественных слушаниях, проводимых Общественным советом по техническому регулированию при Минпромэнерго РФ. По результатам публичного обсуждения и общественных слушаний проект в целом получил положительную оценку. От различных предприятий, организаций и физических лиц было получено 109 замечаний и предложений по тексту проекта. Из них 67 принято, 42 отклонено в основном по причине противоречия действующему законодательству, либо по причине того, что является предметом другого специализированного технического регламента.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей"
1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в случае принятия Федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей":
признать утратившим силу п. 3 ст. 18 Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", опубликован: "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 150;
признать утратившим силу абзацы 2 и 3 п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", опубликован: "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N3, ст. 140;
признать утратившим силу абзац 2 п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 26.01.1998, N 4, ст. 482;
признать утратившим силу п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г: N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий", опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 01.01.2001, N 1 (часть II), ст. 124;
внести изменения в пункты 11, 15 и 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 26.01.1998, N 4, ст. 482.
2. В случае принятия Федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей" необходимо принять Постановление Правительства РФ, утверждающее правила и методы исследований (испытаний) и измерений технических средств, необходимые для применения технического регламента.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей"
Принятие Федерального закона "Технический регламент "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей" не потребует финансовых или материальных затрат, увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и бюджетного финансирования.
Реализация проекта не требует выделения дополнительных государственных средств из бюджета, поскольку проект не предусматривает принципиальных изменений в отношении участия государственных органов в данной сфере технического регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.