Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О создании Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" имеет целью совершенствование системы управления дорожным хозяйством путем создания специального субъекта управления инвестиционно-привлекательными автомобильными дорогами федерального значения, передаваемыми в доверительное управление Государственной компании для их развития на основе концессионных механизмов с привлечением внебюджетных средств.
Проект устанавливает правовое положение создаваемой Государственной компании, ее основные права, порядок функционирования и управления автомобильными дорогами Государственной компании и относящимся к ним земельными участками полос отвода и земельными участками придорожных полос, находящихся в федеральной собственности или собственность на которые не разграничена.
Учредителем государственной компании выступает Российская Федерация, права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации.
Деятельность Государственной компании направлена на поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог Государственной компании и их дорожной инфраструктуры.
Государственная компания будет выполнять следующие основные функции:
- осуществление полномочий заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании и объектов дорожного сервиса за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников финансирования, в том числе частных инвестиций;
- осуществление полномочий концедента при передаче автомобильных дорог Государственной компании в концессию;
- осуществление в установленном порядке правомочий доверительного управляющего в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков, переданных Государственной компании в доверительное управление для размещения указанных автомобильных дорог и осуществления связанной с ними дорожной деятельности;
- обеспечение в установленном порядке взимания с пользователей платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании, а также платы за провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по таким автомобильным дорогам;
- согласование размещения объектов придорожной инфраструктуры в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог Государственной компании, а также размещении таких объектов;
- согласование реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов придорожной инфраструктуры в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
- организация эксплуатации платных автомобильных дорог федерального значения (содержание, ремонт и капитальный ремонт) в качестве Оператора таких дорог;
- распоряжение земельными участками в полосах отвода автомобильных дорог Государственной компании с правом извлечения дохода (без возможности их отчуждения);
- осуществление на основании принятых уполномоченным органом власти решений изъятия (в том числе путем выкупа) земельных участков, находящихся в частной собственности, для строительства автомобильных дорог Государственной компании.
Дополнительно к вышеуказанным функциям государственная компания будет осуществлять следующие функции:
- привлечение внебюджетного финансирования;
- учреждение коммерческих организаций или участие в уставном капитале созданных коммерческих организаций, в случаях, если эти коммерческие организации осуществляют деятельность, прямо не относящуюся к сфере деятельности Государственной компании, в целях реализации инвестиционных проектов, связанных с основными полномочиями, функциями и видами деятельности Государственной компании, или оказания услуг, связанных с основными полномочиями, функциями и видами деятельности Государственной компании, в отношении которых отсутствует или существенно ограничено предложение частных организаций;
- заключение долгосрочных договоров на поставку материалов с улучшенными характеристиками, с условиями модернизации производства, освоения новых технологий и материалов для дорожного строительства.
Федеральное дорожное агентство после создания государственной компании продолжит выполнять функции, связанные с управлением автомобильными дорогами федерального значения, не переданным в доверительное управление и по которым не принято решение об эксплуатации на основе концессионных механизмов, а также будет осуществлять ряд полномочий в отношении создаваемой Государственной компании, включая:
- ведение учета автомобильных дорог федерального значения, в том числе переданных в доверительное управление Государственной компании;
- подготовку решений Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции) автомобильных дорог на основе концессионных соглашений или об использовании на платной основе существующих автомобильных дорог.
Государственная компания создается в форме специального вида некоммерческой организации, основной целью которой является доверительное управление переданными автомобильными дорогами федерального значения, в том числе на основе концессионных соглашений, и относящимися к ним земельными участками в границах полос отвода и распоряжение земельными участками придорожных полос.
Автомобильные дороги Государственной компании находятся в собственности Российской Федерации, не подлежат отчуждению в собственность третьих лиц, находятся в доверительном управлении государственной компании. На автомобильные дороги, создаваемые Государственной компанией, с момента их создания возникает право федеральной собственности, такая автомобильная дорога передается в доверительное управление Государственной компании.
В отношении земельных участков в полосе отвода автомобильных дорог Государственной компании последняя осуществляет правомочия по распоряжению данными земельными участками без возможности их отчуждения в собственность третьих лиц, а именно:
- предоставляет земельные участки для строительства автомобильных дорог Государственной компании и объектов дорожного сервиса, вдоль таких дорог;
- предоставляет земельные участки в аренду без права выкупа для размещения объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог Государственной компании.
Земельными участками придорожной полосы автомобильных дорог Государственной компании, находящимися в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, Государственная компания вправе распоряжаться любыми способами, в том числе путем возмездного отчуждения третьим лицам.
Государственная компания действует на основании устава, который утверждается Правительством Российской Федерации. В числе прочего, в уставе указывается перечень видов деятельности государственной компании, порядок принятия решений органами управления государственной компании, порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Государственная компания имеет уставный капитал, размер которого определяется Правительством Российской Федерации. Уставный капитал может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации путем внесения дополнительного имущественного взноса. Имущество Государственной компании (за исключением автомобильных дорог Государственной компании) принадлежит ей на праве собственности.
В соответствии с проектом закона органами государственной компании являются наблюдательный совет, правление и генеральный директор.
Принятие рассматриваемого законопроекта, предусматривающего создание Государственной компании "Российские автомобильные дороги" потребует выделения средств из федерального бюджета для формирования ее уставного капитала (финансово-экономическое обоснование прилагается).
Принятие рассматриваемого законопроекта повлечет внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, что предусмотрено предлагаемой редакцией законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Создание Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания) вызвано необходимостью:
1) преодоления инфраструктурных ограничений, связанных с недостаточным развитием и низким транспортно-эксплуатационным состоянием сети автомобильных дорог федерального значения;
2) решения проблем, накопившихся в сфере управления и финансирования дорожного хозяйства;
3) привлечения дополнительных источников финансирования дорожного хозяйства;
4) повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, стимулирования производства и активного внедрения новых материалов, машин и оборудования, а также передовых технологий, соответствующих лучшей мировой практике;
5) перехода к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны.
Инфраструктурные ограничения экономического роста во многом связаны с тем, что развитие дорожной сети в России существенно отстает от потребностей экономики и населения страны. Нормативным требованиям соответствует лишь 38% автомобильных дорог федерального значения. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс.км автомобильных дорог федерального значения, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 27% от протяженности сети.
Темпы развития дорожной сети, предусмотренные в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", также не соответствуют росту спроса на автомобильные перевозки. По прогнозу уровень автомобилизации населения к 2015 году возрастет в 1,5 раза, численность автотранспортных средств - в 1,4 раза, интенсивность движения на автодорогах федерального значения - в 1,3-1,5 раза. При этом в Программе планируется, что к 2015 году:
- протяженность сети автомобильных дорог федерального значения увеличится лишь на 2 тыс. км (на 3,5%);
- только 48,6% от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения будут соответствовать нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
- доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, возрастет с 29,4% в 2010 году (14,9 тыс. км) до 34,7% (19,4 тыс.км).
В составе Программы не предусмотрено финансирование целого ряда объектов развития дорожной сети, без которых невозможно обеспечить решение транспортных проблем Российской Федерации. При потребности в реконструкций автомобильных дорог федерального значения в объеме 25,6 тыс. км, в ФЦП предусмотрено выполнение работ по реконструкции только на 6,2 тыс. км. Уже в настоящее время потребность в создании автомагистралей и скоростных дорог составляет свыше 6 тыс. км, при в этом в Программе из-за финансовых ограничений предусмотрено их строительство в объеме всего лишь 1,9 тыс. км.
Вместе с тем, для обеспечения инновационного развития экономики перед дорожной отраслью встают масштабные задачи по развитию дорожной сети и приведению существующих дорог в нормативное состояние, в связи с чем объемы дорожных работ и необходимые для их выполнения материальные, финансовые и трудовые ресурсы должны значительно увеличиться. В дорожную отрасль страны должны быть привлечены значительные объемы внебюджетных инвестиций для строительства автомагистралей и скоростных дорог на концессионной основе.
Для успешного решения этих задач потребуется создание Государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляющей полномочия концедента и(или) заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения на концессионной основе, в том числе платных автомобильных дорог.
Государственная компания будет иметь целый ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой управления. К числу таких преимуществ относятся широкие возможности по:
- привлечению внебюджетных инвестиций, наряду с государственным финансированием, для решения задач развития дорожной сети страны;
- использованию современных финансовых инструментов, обеспечивающих большую гибкость при выборе схем реализации инвестиционных проектов, в сфере управлении финансами и рисками, предоставлению обеспечения по реализуемым проектам (залог, поручительство), что будет содействовать снижению стоимости кредитных ресурсов;
- совершенствованию конкурсных процедур и внедрению долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ;
- стимулированию производства и широкого использования в отрасли новых материалов, современных технологий, машин и оборудования с целью повышения производительности труда;
- повышению эффективности и оперативности принятия управленческих решений;
- привлечению штата высококвалифицированных специалистов и использованию разнообразных механизмов мотивации эффективной работы персонала.
Главным результатом деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" станет формирование к 2030 году сети автомобильных дорог с высокими потребительскими свойствами, параметры которых будут соответствовать спросу на автомобильные перевозки и нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Без создания Государственной компании и привлечения внебюджетных источников финансирования решение задачи по формированию в Российской Федерации сети современных автомагистралей и скоростных автодорог может растянуться на 60-80 лет в условиях ограниченности бюджетного финансирования и низкой эффективности использования выделяемых ресурсов.
Таким образом, создание Государственной компании позволит решить системные проблемы, сдерживающие развитие сети автомобильных дорог и ограничивающие темпы экономического роста в Российской Федерации.
В настоящее время, наиболее значительные транспортные потоки сосредоточены на федеральных дорогах Европейской части Российской Федерации. По данным дорогам осуществляются связи крупнейших экономических центров страны со столицей России и между собой и обеспечиваются выходы на европейскую и азиатскую сети дорог. На значительном протяжении федеральные дороги, проходящие по территории Европейской части, исчерпали пропускную способность и требуют проведения реконструкции.
В соответствии с показателями Подпрограммы "Автомобильные дороги" в составе ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" в 2015 году 19,4 тыс. км федеральных автомобильных дорог будет работать в режиме перегрузки.
Учитывая то, что в настоящее время инвестиционные возможности федерального бюджета не позволяют обеспечить объемов финансирования, достаточных для реконструкции автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, для проведения необходимого объема работ предусматривается с помощью создаваемой Государственной компании "Российские автомобильные дороги" обеспечить недостающие ресурсы и привлечь внебюджетные инвестиции, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства.
Для решения этих задач Государственной компании предлагается передать в доверительное управление 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе:
- 6,1 тыс. км - с целью создания сети автомагистралей и скоростных дорог;
- 12,2 тыс. км - с целью приведения автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние и поэтапного их перевода в режим платной эксплуатации.
В табл. 1 приведены основные показатели развития автомагистралей и скоростных дорог Российской Федерации на период 2008-2030 гг. В Программу не включены проекты строительства платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск, так как на данные объекты уже объявлены или находятся в стадии подготовки открытые конкурсы на право заключения Концессионных соглашений о финансировании, строительстве и эксплуатации перечисленных объектов.
Всего за период 2008-2020 гг. предстоит построить 6125 км автомагистралей и скоростных дорог, ориентировочные затраты на их строительство, реконструкцию, содержание и ремонт составят 4506,3 млрд. руб. (в ценах 2008 г.).
В перечень дорог федерального значения, передаваемых Государственной компании с целью приведения их в нормативное состояние и поэтапного перевода в режим эксплуатации на концессионной основе, в том числе в режиме платной эксплуатации, войдут следующие:
- М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);
- М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска;
- М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани;
- М-8 "Холмогоры" - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска;
- М-9 "Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу);
- М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь;
- М-21 Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев);
- М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу);
- А-101 Москва - Малоярославец - Рославль до границы с Республикой Белоруссия (на Бобруйск, Слуцк) и др.
Всего за период 2008-2030 гг. предстоит построить и реконструировать 12,2 тыс. км, работающих в режиме перегрузки, ориентировочные затраты на их строительство, реконструкцию, содержание и ремонт составят 5497,5 млрд. руб. (в ценах 2008 г.).
Таким образом, всего Государственной компании планируется передать в доверительное управление 18,3 тыс. км дорог федерального значения с целью создания сети автомагистралей и скоростных дорог и приведения существующих дорог, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние. Общие затраты на строительство, реконструкцию, содержание и ремонт 18,3 км дорог составят 10003,8 млрд. руб. (в ценах 2008 г.)
Таблица 1
Основные показатели Программы развития автомагистралей и скоростных дорог на период 2008-2020 гг.
NN п/п |
Наименование маршрута, автомобильные дороги |
Протяженность, км |
Ориентировочная стоимость, млрд. руб., в ценах 2008 г. |
Ориентировочные сроки строительства, годы |
Требуемые объемы строительства и реконструкции |
|||||||
2008-2020 гг. |
2008-2009 гг. |
2010-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
|||||||||
км |
млрд. руб. |
км |
млрд. руб. |
км |
млрд. руб. |
км |
млрд. руб. |
|||||
1. |
Реконструкция М-10 "Скандинавия" |
152,5 |
24,0 |
2008-2015 |
152,6 |
24,0 |
- |
- |
152,6 |
24,0 |
- |
- |
2. |
А/д маршрут Москва - Нижний Новгород - Казань - Челябинск - граница Казахстана с ответвлением Челябинск - Екатеринбург |
1946 |
967,2 |
2008-2020 |
1946 |
967,2 |
- |
39,3 |
716 |
467,8 |
1230 |
460,1 |
2.1. |
Строительство автомобильной дороги на участке МКАД - г. Ногинск с обходом Ногинска |
45 |
59,4 |
2008-2010 |
45 |
59,4 |
- |
33,6 |
45 |
25,8 |
- |
- |
2.2. |
Строительство автомобильной дороги на участке обход Ногинска - Большое Московское кольцо |
18 |
24,6 |
2009-2012 |
18 |
24,6 |
- |
0,4 |
18 |
24,2 |
- |
- |
2.3. |
Строительство автомагистрали на участке Большое Московское кольцо - Владимир с обходом Владимира |
116 |
78,0 |
2009-2015 |
116 |
78,0 |
- |
0,1 |
116 |
77,8 |
- |
- |
2.4. |
Строительство автомагистрали на участке Владимир - Нижний Новгород |
195 |
85,1 |
2008-2015 |
195 |
85,1 |
- |
3,8 |
195 |
81,3 |
- |
- |
2.5. |
Строительство автомагистрали на участке Нижний Новгород - Казань с обходом Нижнего Новгорода |
327 |
256,4 |
2008-2015 |
327 |
256,4 |
- |
1,1 |
327 |
255,2 |
- |
- |
2.6. |
Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке км 643 - км 658 (обход г. Чебоксары и пос. Кугеси) |
15 |
3,7 |
2008-2012 |
15 |
3,7 |
- |
0,2 |
15 |
3,5 |
- |
- |
2.7. |
Реконструкция автомагистрали на участке Казань - Алексеевское с обходом Казани |
108 |
50,4 |
2016-2020 |
108 |
50,4 |
- |
- |
- |
- |
108 |
50,4 |
2.8. |
Строительство автомагистрали на участке Алексеевское - Альметьевск - Уфа - Челябинск |
771 |
386,1 |
2016-2020 |
771 |
386,2 |
- |
- |
- |
- |
771 |
386,2 |
2.9. |
Реконструкция автодороги М-36 Челябинск - Троицк |
143 |
9,6 |
2016-2020 |
143 |
9,6 |
- |
- |
- |
- |
143 |
9,6 |
2.10. |
Реконструкция автодороги М-5 . "Урал" Подъезд к Екатеринбургу |
208 |
13,9 |
2016-2020 |
208 |
13,9 |
- |
- |
- |
- |
208 |
13,9 |
3. |
А/Д маршрут Москва - Ростов на-Дону Новороссийск - районы Черноморского побережья |
1747,1 |
1123,0 |
2008 - 2020 |
2747,0 |
1123,0 |
503,3 |
104,7 |
1048,7 |
143,7 |
1195 |
574,6 |
3.1. |
Строительство и реконструкция автодороги М-4 "Дон" |
1366,9 |
409,1 |
2008-2015 |
1 366,9 |
409,1 |
465,9 |
83,0 |
901 |
326,1 |
- |
- |
3.2. |
Строительство автомагистрали на участке Краснодар - Абинск Кабардинка |
147,4 |
76,9 |
2006-2013 |
147,4 |
76,9 |
37,4 |
20,6 |
110 |
56,3 |
- |
- |
3.3. |
Строительство обхода Новороссийска |
37,7 |
62,4 |
2007-2013 |
37,7 |
62,4 |
- |
1,1 |
37,7 |
61,3 |
- |
- |
3.4. |
Строительство скоростной автомагистрали на участке от Москвы до Краснодара* |
1 195,00 |
574,6 |
2016-2020 |
195,00 |
574,6 |
- |
- |
- |
- |
1 195 |
574,6 |
4. |
А/д маршрут Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - гран. Украины с ответвлением до АПП "Троебортное" |
735 |
204,0 |
2008-2020 |
735 |
204,0 |
0 |
11,4 |
625 |
182,7 |
110 |
9,9 |
4.1. |
Реконструкция автодороги М-2 "Крым" на участке Москва - Тула с обходом Тулы |
184 |
14,7 |
2008-2015 |
184 |
14,7 |
- |
2,2 |
184 |
12,4 |
- |
- |
4.2. |
Строительство автомагистрали на участке Тула - Белгород |
407 |
177,3 |
2008-2015 |
407 |
177,3 |
- |
9,2 |
407 |
168,1 |
- |
- |
4.3. |
Реконструкция автодороги М-2 "Крым" Белгород - граница с Украиной |
34 |
2,1 |
2010-2012 |
34 |
2,1 |
- |
- |
34 |
2,1 |
- |
- |
4.4. |
Реконструкция автодороги Тросна - Калиновка |
110 |
9,9 |
2016-2020 |
110 |
9,9 |
- |
- |
- |
- |
110 |
9,9 |
5. |
А/д маршрут Москва - Смоленск - граница Республики Беларусь |
544,4 |
133,4 |
2008-2015 |
544,4 |
133,4 |
- |
10,2 |
544,4 |
123,2 |
0 |
0,0 |
5.1. |
Строительство автомагистрали на участке Немчиновка - Дорохове (БМК) |
69 |
30,9 |
2008-2013 |
69 |
30,9 |
- |
3,4 |
69 |
27,6 |
- |
- |
5.2. |
Строительство автомагистрали на участке Большое Московское кольцо - Вязьма |
114,4 |
50,0 |
2008-2015 |
114,4 |
50,0 |
- |
3,5 |
114,4 |
46,5 |
- |
- |
5.3. |
Реконструкция автомагистрали на участке Вязьма - граница Республики Беларусь |
361 |
52,5 |
2008-2015 |
361 |
52,5 |
- |
3,4 |
361 |
49,2 |
- |
- |
|
Итого |
6125 |
2451,6 |
2008-2020 |
6125,0 |
2451,6 |
503,3 |
165,6 |
5086,7 |
1241,5 |
Z535 |
1044,5 |
Оценка финансово-экономической деятельности Государственной компании проводилась с учетом:
1) капитальных вложений, необходимых для строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных дорог на концессионной основе, в том числе в платные дороги, (табл. 1) и источников их финансирования;
2) прогнозируемых расходов на содержание, ремонты и капитальные ремонты автомагистралей и скоростных дорог, эксплуатируемых на основе концессионных соглашений, в том числе в режиме платной эксплуатации;
3) прогнозируемых доходов от сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам, размещения рекламы, сборов платы за примыкание к автомобильным дорогам, эксплуатируемым на основе концессионных соглашений, других автомобильных дорог, за присоединение объектов дорожного сервиса и арендной платы с земельных участков, находящихся в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, эксплуатируемых на основе концессионных соглашений.
Доходы от сбора платы будут поступать полностью в распоряжение Государственной компании.
Расчет поступлений от сбора платы был основан на допущении о введении покилометровых ставок оплаты проезда с учетом протяженности автодорожных маршрутов и прогнозируемой интенсивности движения.
В расчетах принята средняя ставка проезда 1 км платной дороги в размере 1 руб. для легкового автомобиля и 3,5 рублей - для среднего грузовика. На перспективу к 2025 году в соответствии с прогнозируемым в "Проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" ростом уровня реальных доходов населения базовые тарифные ставки были удвоены (пользователь будет оценивать свое затраченное время и эксплуатационные расходы выше - и готов будет оплачивать услугу по более высокой стоимости).
В расчете было учтено постепенное привыкание пользователей к платному проезду и поэтапное введение в строй платных участков маршрутов.
По оценке, доходы от сбора платы за проезд будут составлять от 15-30 млрд. руб. в первые годы до 200 млрд. руб. к концу расчетного срока.
Дополнительно к сборам платы с пользователей платных автодорог были учтены доходы от размещения рекламы в размере 1% от величины собираемой платы. Данные сборы позволят получать дополнительно около 0,5-2 млрд. руб. ежегодно.
Расчет сборов платы за присоединение объектов дорожного сервиса и арендной платы с земельных участков, находящихся в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, эксплуатируемых на основе концессионных соглашений, был основан на нормативных требованиях об обеспечении дорог объектами придорожного сервиса, включающим: - автозаправочные станции;
- станции технического обслуживания;
- мотели;
- охраняемые стоянки.
Для каждого из этих объектов было оценена частота их расположения вдоль автомобильных дорог Государственной компании, обеспечивающая достаточный уровень сервиса. Количество объектов дорожного сервиса на всей сети автомобильных дорог Государственной компании оценивается в сумме около 450 единиц общей площадью порядка 150 тыс. кв.м.
Для исчисления платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам Государственной компаний был применен порядок, аналогичный порядку, установленному для исчисления сумм единого налога на вмененный доход, и основанный на базовой доходности определенных видов предпринимательской деятельности. Дополнительно были учтены сборы платы за примыкание к платным автомобильным дорогам других автомобильных дорог.
Ежегодный размер платы за примыкание к платным автомобильным дорогам других автомобильных дорог, за присоединение объектов дорожного сервиса и арендной платы с земельных участков, находящихся в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог автомобильных дорог Государственной компании оценивается в сумме от 1 млрд. руб. в год до 8,4 млрд. руб. в год.
Общий объем доходов от всех видов деятельности по расчету составит 4100 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.
В основу расчета расходов на эксплуатацию автомобильных дорог было положено постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета". По оценке всего на ремонты, капитальные ремонты и содержание дорог Госкомпания за 30-летний расчетный период должна направить 991 млрд. руб.
Укрупненный расчет затрат на эксплуатацию системы сбора платы базировался на следующих допущениях:
- была сделана оценка количества пересечений платных маршрутов с другими крупными автомагистралями и подъездами к городам;
- была рассмотрена также вероятность строительства дополнительных развязок с дорогами регионального и местного значения (индивидуально для каждого маршрута);
- для крупных пересечений было предусмотрено размещение больших пунктов взимания платы (ПВП), состоящих из административного здания и 16-и постов ручного сбора платы - по 2 поста на каждом элементе классической "клеверной" развязки;
- для дополнительных пересечений местного значения число постов сбора платы было сокращено вдвое (в предположении, что часть маневров может быть реализована через местную дорожную сеть, что позволит сократить расходы на оборудование ПВП), административное здание предусмотрено.
Количество пунктов взимания платы на сети платных дорог составило по расчету 136 единиц. Количество постов сбора платы - около 1,5 тысяч единиц.
Среднегодовые расходы на эксплуатацию системы сбора платы составили 1,2 млрд. руб.
Общий объем расходов по текущей деятельности Государственной компании составит 1045 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.
Проведенные расчеты показали, что Государственная компания сможет выйти на режим окупаемости инвестиций, направляемых на развитие сети платных автомобильных дорог, к 2037 году. К этому периоду она полностью рассчитается за привлекаемые кредиты и полученную прибыль сможет направлять на расширение сети платных автомобильных дорог.
Рассмотренная схема финансирования позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет распределив ее более равномерно на протяжении более длительного срока, за счет привлечения заемных ресурсов на развитие сети платных автодорог. Так, затраты федерального бюджета на строительство, реконструкцию, содержание и ремонты автомобильных дорог в случае отказа от создания Государственной компании составят-1931,6 млрд. руб., а в случае создания Государственной компании и привлечения заемных ресурсов - 1335,7 млрд. руб. (меньше на 31%). Указанное сравнение иллюстрируется следующей диаграммой:
"Рис. 1. Сравнение денежных потоков при формировании сети автомагистралей и скоростных дорог Государственной компании для вариантов, предусматривающих создание Государственной компании и при отказе от ее создания"
Дополнительные доходы, привлекаемые Государственной компанией, будут поступать от осуществления следующих видов деятельности:
- размещения рекламоносителей вдоль сети федеральных дорог - в размере 69,6 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.;
- сбора платы за примыкание к федеральным автомобильным дорогам других автомобильных дорог, за присоединение объектов дорожного сервиса и арендной платы с земельных участков, находящихся в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог - в размере 333,5 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.;
- сбора компенсационной платы с тяжелых грузовиков (разрешенной максимальной массой более 12 тонн) - в размере 1534,5 млрд. руб. за период 2009-2030 гг.;
- сбора платежей на компенсацию ущерба, наносимого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов - в размере 5,8 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.;
- более эффективного использования финансовых ресурсов при эксплуатации автодорог - в размере 179,6 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.;
- экономии при проведении торгов - в размере 274,9 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.;
- сбора платы за проезд по сети федеральных автомобильных дорог после их реконструкции и введения платного проезда - в размере 4448,7 млрд. руб. за период 2009-2038 гг.
Всего объем дополнительных доходов, привлекаемых для финансирования реконструкции автомобильных дорог федерального значения, работающих режиме перегрузки, за период 2009-2038 гг. составит более 6,8 трлн. руб.
Рассмотренная схема финансирования за счет привлечения дополнительных внебюджетных доходов позволит в два раза снизить нагрузку на федеральный бюджет для приведения в нормативное состояние свыше 12 тыс. км федеральных автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки.
Так, затраты федерального бюджета на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в случае отказа от создания Государственной компании составят 5497,5 млрд. руб., а в случае создания Государственной компании и привлечения дополнительных доходов - 1149,3 млрд. руб.
Указанное сравнение иллюстрируется диаграммой на рис.2.
"Рис. 2. Сравнение денежных потоков при привлечении дополнительных внебюджетных доходов на реконструкцию сети перегруженных федеральных дорог и без привлечения этих платежей для вариантов, предусматривающих создание Государственной компании и при отказе от ее создания"
Создание Государственной компании "Российские автомобильные дороги" позволит обеспечить:
- формирование сети автомагистралей и скоростных дорог в Российской Федерации, эксплуатируемых На концессионной основе, в том числе платных автомобильных дорог. Всего за период 2008-2020 гг. будет построено 6125 км автомагистралей и скоростных дорог, ориентировочные затраты на их строительство, реконструкцию, содержание и ремонт составят 4506,3 млрд. руб. (в ценах 2008 г.), в том числе за счет федерального бюджета - 724,5 млрд. руб., за счет привлеченных средств - 3781,8 млрд. руб.;
- строительство, реконструкцию, содержание и ремонт с последующим переводом в режим эксплуатации на концессионной основе, в том числе платных автомобильных дорог, свыше 12 тыс. км федеральных автомобильных дорог, преимущественно входящих в состав МТК. Всего за период 2008-2030 гг. будет построено и реконструировано свыше 12 тыс. км федеральных автомобильных дорог, ориентировочные затраты на их строительство, реконструкцию, содержание и ремонт составят 5497,5 млрд. руб. (в ценах 2008 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета - 1149,3 млрд. руб., за счет дополнительных доходов - 4348,2 млрд. руб.
Создание Государственной компании позволит:
- создать сеть автомагистралей и скоростных дорог, эксплуатируемых на концессионной основе, в том числе платных автомобильных дорог, протяженностью свыше 7 тыс.км (с учетом автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы и др.);
- реконструировать с последующим переводом в режим эксплуатации на концессионной основе, в том числе платной эксплуатации, свыше 12 тыс. км федеральных автомобильных дорог, преимущественно входящих в состав МТК;
- почти в три раза снизить нагрузку на федеральный бюджет (с 7429 млрд. руб. до 2485 млрд. руб.) на эти цели за счет привлечения заемных средств и внебюджетных доходов.
В итоге около 19 тыс. км автодорог федерального движения, обеспечивающих связи между наиболее крупными населенными пунктами страны и выходы на государственную границу Российской Федерации, к 2030 году будут полностью соответствовать спросу на перевозки и нормативным требованиям. Это позволит России выполнить требования международных соглашений и сформировать опорную сеть дорог, обеспечивающую основные объемы перевозок по территории страны.
В результате развития сети автодорог федерального значения будут созданы несколько тысяч новых рабочих мест, возникнут сотни новых предприятий - рестораны, мотели, автозаправки, магазины и т.д. Строительство автомагистралей и скоростных дорог приведет к росту спроса на стройматериалы, дорожную технику, услуги предприятий, обеспечивающих дорожное строительство и т.д.
С вводом скоростных дорог значительно снизятся затраты товаропроизводителей на грузоперевозки за счет увеличения скорости движения транспортных потоков и повышения доступности дорожной сети. Сокращение затрат на производство и транспортировку товаров на внутреннем рынке России, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.
Появление автомагистралей и скоростных дорог позволит сократить время в пути на междугородных связях на 20-45%. Благодаря высокому качеству автомобильных дорог удастся существенно сократить число и тяжесть ДТП.
Создание системы скоростных автомагистралей приведет к появлению новых экономических центров. С подключением к системе платных автодорог депрессивные сельские районы и промышленные города получат стимулы к дальнейшему развитию, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.
В целом создание Государственной компании "Российские автомобильные дороги" даст следующие результаты:
- будет создана высококачественная сеть автомобильных дорог страны;
- появится возможность широкомасштабного внедрения новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования в дорожную отрасль России;
- за счет улучшения, транспортной доступности будет обеспечено повышение качества жизни населения страны;
- повысится безопасность движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог страны;
- повысится конкурентоспособность отраслей экономики России на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах;
- повысится уровень национальной безопасности страны.
В целом, развитие сети автомобильных дорог позволит получить экономические выгоды, более чем в 4-5 раз превышающие затраты на их строительство и реконструкцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.