Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерацией"
Досье на проект федерального закона
Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), вступивший в силу 1 марта 1996 года, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алименты).
Однако десятилетняя практика применения СК РФ показывает, что не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону имеющие право на получение алиментов, могут реализовать свое право в действительности.
Среди причин сложившейся ситуации можно назвать: сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, невысокий уровень заработной платы и (или) дохода, отсутствие в законодательстве минимального размера алиментов, что приводит на практике к взысканию алиментов в ничтожно малых размерах.
В связи с этим, представляется целесообразным предпринять меры по повышению эффективности правового механизма исполнения алиментных обязательств.
1. Одно из главных изменений, предлагаемых законопроектом, заключается в установлении в статье 81 СК РФ минимального размера алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей. В действующем законодательстве эта категория отсутствует, и суды, взыскивая алименты, не связаны никаким нижним пределом. В результате, размер выплачиваемых алиментов зачастую дискредитирует цель их выплаты - содержание детей.
Для определения минимального размера алиментов избрана величина прожиточного минимума для ребенка в субъекте Российской Федерации, как наиболее отвечающая современным условиям и целям выплаты алиментов. При этом должно учитываться то, что ребенка обязаны содержать оба родителя, поэтому минимальный размер алиментов, взыскиваемых с одного родителя, должен соответствовать 50% прожиточного минимума для ребенка.
Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в твердой денежной сумме в соответствии со статьей 83 СК РФ.
2. Не менее значимым изменением является дополнение СК РФ статьей 84.1, которая закрепляет возможность выплаты алиментов лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, но обучающимся по очной форме в учебных заведениях. Предельный возраст, дающий право на алименты, не должен превышать 23 лет.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка требует, чтобы бремя содержания лиц старше восемнадцати лет, продолжающих очное обучение, в равной степени несли оба родителя, а не один из них, с которым проживает обучающийся совершеннолетний.
Данное изменение полностью соответствует действующему законодательству, регулирующему сферу социального обеспечения. Так, при потере кормильца ребенок получает пенсию до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет.
3. Законопроект предполагает расширение перечня оснований прекращения алиментных обязательств, содержащийся в статье 120 СК РФ. Внесение дополнений в данный перечень обусловлено необходимостью учета предлагаемых законопроектом оснований для выплаты алиментов, а также приведения его в соответствие с положениями статьи 118 СК РФ об исполнении алиментной обязанности при выезда плательщика алиментов на постоянное место жительства в иностранное государство.
4. Статья 80 СК РФ закрепляет право органов опеки и попечительства на предъявление в суд иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних, в случае, если его законный представитель не предпринимает мер по их взысканию. С целью обеспечения права ребенка на получение содержания, а также учитывая то, что содержание ребенка является не только правом, но и обязанностью родителей, законопроект предполагает закрепление обязанности органов опеки и попечительства предъявить иск о взыскании алиментов в случае, когда родители (один из них) не предоставляют содержание ребенку в добровольном порядке, а также когда родитель, с которым проживает ребенок, не обращается с соответствующим требованием в суд.
5. Одним из способов выплаты алиментов на основании соглашения об уплате алиментов является предоставление имущества. Однако буквальное толкование термина "предоставление имущества", согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предполагает предоставление имущества в пользование. Но из смысла статьи 104 СК РФ вытекает, что содержание может предоставляться не только путем предоставления имущества в пользование, но и путем передачи его в собственность.
Для устранения противоречий в применении соответствующих положений СК РФ предлагается законодательно закрепить, что имущество может как предоставляться в пользование, так и передаваться в собственность ребенка.
6. Для расширения круга обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей, предлагается новая редакция статьи 86 СК РФ, которая предполагает замену слов "исключительные обстоятельства" на более гибкую формулировку "обстоятельства, требующие несения дополнительных расходов", исключения слова "тяжелой" при определении болезни.
Кроме того, ежемесячный порядок выплаты дополнительных расходов, установленный действующим СК РФ, не всегда соответствует обстоятельствам дела и удовлетворяет интересам ребенка. В связи с чем, представляется целесообразным предоставить судам возможность взыскивать дополнительные расходы не только ежемесячно, но и единовременно, а также путем предоставления содержания иным способом.
7. Поскольку согласно статье 87 СК РФ к исполнению алиментной обязанности привлекаются трудоспособные совершеннолетние дети, то нелогичной является возможность привлечения к несению дополнительных расходов совершеннолетних детей без указания на трудоспособность последних.
Предлагается устранить это противоречие, уточнив, что к участию в дополнительных расходах на родителей привлекаются только трудоспособные совершеннолетние дети.
8. Необходимо привести пункт 6 статьи 113 СК РФ в соответствие с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Согласно статье 16 названного Закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей устанавливается правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не нормативными актами Российской Федерации как это закреплено в пункте 6 статьи 113 СК РФ в настоящее время.
9. Предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 111 СК РФ, обязав лицо, обязанное уплачивать алименты, сообщать судебному приставу и лицу, получающему алименты, не только о перемене места жительства, но и места пребывания, в частности в тех случаях, когда это лицо выезжает в другой регион на заработки.
10. Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 117 СК РФ "Индексация алиментов", которая предполагает пересмотр размера сумм алиментов с учетом изменения величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого он проживает. Это позволит отказаться от индексации алиментов в зависимости от изменения базовой суммы минимального размера оплаты труда, равной в настоящее время 100 рублям, которая не изменялась с 2000 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.