Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва по вопросам семьи, женщин и детей от 16 декабря 2008 г. N 3.6-12/30
"По проекту федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (в части установления минимального размера алиментов и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей) - внесен Т.А. Фральцовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), направленные на установление гарантированного минимума при уплате алиментов, который не может быть меньше прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок, предусмотреть возможность взыскания алиментов на содержание совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения, расширить круг обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей и др.
1. В соответствии с законопроектом предлагается пункт 1 статьи 81 СК РФ после слов "иного дохода родителей" дополнить словами ", но не менее величины прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает несовершеннолетний ребенок, на каждого ребенка.". Это предложение продиктовано необходимостью обеспечения достойного уровня жизни детей, которые после развода родителей растут в неполных семьях.
Однако необходимо отметить то, что при применении на практике подобного подхода могут возникнуть трудности с определением размера подлежащей удержанию суммы, особенно в случаях, когда плательщик и получатель алиментов проживают в разных регионах.
Кроме того, учитывая достаточно существенные различия в уровне жизни и в уровне заработной платы в разных регионах, может сложиться ситуация, когда плательщик алиментов в силу низкого уровня своей заработной платы будет не в состоянии выплатить сумму, равную половине прожиточного минимума ребенка, проживающего в регионе с более высоким уровнем прожиточного минимума.
В связи с этим, можно предложить установить минимальный размер алиментов, исходя из твердой денежной суммы, приблизительно равной 50% величины минимального размера оплаты труда (например, 2000 руб.), подлежащей ежегодной индексации.
Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в твердой денежной сумме в соответствии со статьей 83 СК РФ.
В законопроекте урегулированы случаи, когда размер алиментов превышает размер заработка и/или иного дохода плательщика алиментов. Так, в исключительных случаях возможно уменьшение размера алиментов судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (например, наличие иных иждивенцев, инвалидность плательщика). Таким образом обеспечена защита интересов всех детей плательщика, в том числе тех, в отношении которых иск о взыскании алиментов не предъявлен (например, дети в новом браке).
2. Не менее значимым и позитивным изменением является дополнение СК РФ статьей 84.1, которая закрепляет возможность выплаты алиментов лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, но обучающимся по очной форме в учебных заведениях, до достижения ими возраста 23 лет. Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих детей до достижения ими совершеннолетия. Однако в тяжелом материальном положении оказываются совершеннолетние дети, которые обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения и не имеют самостоятельного заработка. Действующее законодательство в сфере социального обеспечения предусматривает подобные случаи предоставления содержания данной категории совершеннолетних граждан. Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Закрепление подобной нормы и для совершеннолетних детей, получавших алименты от родителей, уравняет обе категории обучающихся детей в праве на получение материальной поддержки до завершения образования.
Кроме того, в законопроекте предлагается отдать решение вопроса о взыскании алиментов на усмотрение суда, который должен определить является ли совершеннолетний ребенок нуждающимся и обладает ли родитель необходимыми для содержания ребенка средствами.
3. Согласно пункту 3 статьи 80 СК РФ при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). Законопроектом предлагается закрепить обязанность органа опеки и попечительства в указанных случаях предъявлять иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, что является дополнительной гарантией осуществления права ребенка на получение содержания от родителей. Подобная гарантия необходима в исключительных случаях, когда родители (или один из них) не выполняют свои обязанности по содержанию ребенка, ребенок нуждается в защите своих прав, а орган опеки и попечительства обладает информацией об этом. Подобная ситуация может возникнуть, например, когда мать ребенка находится в тяжелом материальном положении, не в состоянии обеспечить надлежащее содержание ребенка и при этом не предпринимает мер по взысканию алиментов с отца ребенка. В этом случае орган опеки и попечительства должен защитить субъективные права ребенка. Однако в законопроекте необходимо конкретизировать случаи и условия, при которых предъявление органом опеки и попечительства такого иска будет обязательным.
4. Представляется правомерным предложение о расширении круга обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей. Кроме того, предоставление судам возможности взыскивать дополнительные расходы не только ежемесячно, но и единовременно, а также путем предоставления содержания иным способом, полностью соответствует интересам ребенка.
5. При взыскании алиментов в твердой денежной сумме согласно пункту 2 статьи 117 СК РФ суды ошибочно исходят из минимального размера оплаты труда. Однако этот размер применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" для определения размера платежей по гражданско-правовым обязательствам (в том числе алиментным) применяется базовая сумма, равная 100 рублям. Эта сумма не изменялась с 2000 года.
Принимая во внимание то, что подобное положение не может в полной мере соответствовать интересам ребенка, в законопроекте предлагается осуществлять индексацию алиментов исходя из увеличения минимального размера алиментов. Учитывая высказанные в заключении замечания, представляется вполне обоснованным предложить осуществление индексации, исходя из увеличения установленного минимального размера алиментов, а именно, твердой денежной суммы, подлежащей ежегодной индексации.
На указанный законопроект были получены как положительные так и отрицательные отзывы от субъектов Российской Федерации, а также отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить то, что замечания, высказанные в отзыве Правительства РФ, не затрагивают концептуальной основы законопроекта, а именно положения о нормативном закреплении минимального размера алиментов. В отзыве лишь указано о заведомой невыполнимости положения о закреплении минимального размера алиментов, исходя из прожиточного минимума для ребенка. Однако, в целом, необходимость введения такой категории, как "минимальный размер алиментов" не оспаривается.
Представляется, что можно согласиться и с замечанием, касающемся установления обязанности органа опеки и попечительства предъявить иск о взыскании алиментов в случаях, когда родители не содержат ребенка надлежащим образом. Однако это замечание также не имеет концептуального характера и может быть устранено при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять в первом чтении проект федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (в части установления минимального размера алиментов и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей), внесенный Т.А. Фральцовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа. Отмеченные недостатки могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.