Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, касающихся выплаты алиментов на содержание детей.
В частности, законопроектом предусматривается установление обязанности органов опеки и попечительства предъявлять иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в случае, если органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, о непредоставлении содержания несовершеннолетним детям или о непредъявлении иска в суд.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не установлена обязанность родителей по предъявлению в суд иска о взыскании алиментов или по предоставлению в органы опеки и попечительства информации, касающейся участия одного из родителей в содержании ребенка. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и вправе самостоятельно определять порядок и формы участия в воспитании ребенка или обращаться в суд с соответствующим заявлением в случае необходимости защиты прав своих детей.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается установить минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом с их родителей ежемесячно при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
Необходимо отметить, что исходя из установленного минимального размера оплаты труда, размеров пенсий, в том числе по инвалидности, и размера прожиточного минимума для детей можно сделать вывод, что предлагаемая законопроектом норма о закреплении минимального размера алиментов на уровне 50 процентов прожиточного минимума для ребенка в регионе его проживания в ряде случаев будет заведомо невыполнима.
Законопроектом предлагается предоставить судам право обязать родителей, обладающих необходимыми средствами, содержать своих нуждающихся совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, до достижения ими возраста 23 лет.
Следует обратить внимание на то, что данное предложение будет касаться только детей, чьи родители обладают необходимыми средствами. При этом в законопроекте отсутствуют критерии нуждаемости совершеннолетних обучающихся детей, а также механизм определения категорий родителей, на которых может быть распространена обязанность по содержанию совершеннолетних детей.
Необходимо учитывать, что статьей 43 Конституции Российской Федерации определено, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Кроме того, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации у совершеннолетних трудоспособных детей возникает обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Обязанность родителей по содержанию совершеннолетних детей, закрепленная в статье 85 Семейного кодекса Российской Федерации, касается только нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи.
Таким образом, представляется недостаточно обоснованным возложение на родителей обязанности по содержанию совершеннолетних трудоспособных детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, до достижения ими возраста 23 лет.
Законопроектом предлагается также внести изменение в статью 88 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым одним из исключительных обстоятельств, являющихся основанием для возложения на совершеннолетних детей обязанности по участию в дополнительных расходах на родителей, признается болезнь родителей (согласно действующей редакции статьи 88 - тяжелая болезнь).
Предлагаемое изменение вызывает возражение, поскольку к понятию "болезнь" может быть отнесено любое заболевание, независимо от степени его тяжести.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 июля 2008 г. N 3279п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 499136-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, депутатом Государственной Думы четвертого созыва Т.А. Фральцовой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст письма официально опубликован не был