Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г., касающихся предоставления политическим партиям, набравшим наибольшее число голосов на региональных выборах, права вносить предложения Президенту Российской Федерации по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).
Законопроектом предлагается статью 26' Федерального закона "О политических партиях" изложить в новой редакции (статья 2 законопроекта).
Предусматривается, что предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации вносит политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Такое же право предлагается признать и за политическими партиями, входившими в избирательный блок. В этом случае они вносят совместное предложение по кандидатурам в порядке, предусмотренном их уставами. Предложения политических партий по кандидатурам вносятся их коллегиальными постоянно действующими руководящими органами.
Предлагается установить, что политические партии вносят предложения не менее чем по трем кандидатурам, которые должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции законопроекта). Предложения по кандидатурам вносятся Президенту Российской Федерации после консультаций с ним и не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Указанные предложения рассматриваются Президентом Российской Федерации не более 30 дней со дня их внесения; о результатах их рассмотрения уведомляются коллегиальные постоянно действующие руководящие органы политических партий, внесшие предложения.
В случае, если по результатам рассмотрения предложений по кандидатурам ни одна из них не поддержана Президентом Российской Федерации, политические партии вправе повторно внести предложения не менее чем по трем кандидатурам, которые ранее не рассматривались Президентом Российской Федерации.
Если после повторного рассмотрения предложений по кандидатурам вновь ни одна из них не поддержана, Президент Российской Федерации проводит консультации с политической партией (политическими партиями), внесшей (внесшими) предложения по кандидатурам, и с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом законопроектом предусматривается, что с учетом результатов консультаций политическая партия (политические партии) может (могут) внести предложения не менее чем по трем кандидатурам, которые ранее не рассматривались Президентом Российской Федерации. Предложения по кандидатурам вносятся Президенту Российской Федерации за 14 дней до истечения шести месяцев со дня последнего уведомления.
Законопроектом предусматривается, что политические партии в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вносят предложения не менее чем по трем кандидатурам не позднее 30 дней со дня досрочного прекращения его полномочий. Эти предложения вносятся с учетом консультаций с Президентом Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем за 10 дней до дня внесения предложений. Предложения по кандидатурам рассматриваются Президентом Российской Федерации не более 14 дней со дня их внесения. Повторное внесение предложений по кандидатурам и их рассмотрение осуществляются в порядке и сроки, которые предусмотрены для внесения предложений в связи с истечением срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что, если политические партии не воспользовались своим правом внести предложения по кандидатурам или воспользовались им частично и не внесли предложений по кандидатурам повторно либо внесли предложения по кандидатурам с нарушением требований, установленных статьей 26.1 Федерального закона "О политических партиях" (в редакции законопроекта) и статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции законопроекта), Президент Российской Федерации вправе самостоятельно внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается также, что порядок внесения предложений по кандидатурам, перечень необходимых документов, порядок проведения консультаций, а также порядок рассмотрения предложений по кандидатурам устанавливаются Президентом Российской Федерации. При этом устанавливается, что предложения по кандидатурам, внесенные с нарушением требований, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях" (статья 26.1) и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 18), Президентом Российской Федерации не рассматриваются.
Законопроектом предусматривается внести соответствующие коррективы в статьи 5, 9, 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 1 законопроекта) с учетом новой редакции статьи 26.1 Федерального закона "О политических партиях" и практики наделения представляемых Президентом Российской Федерации кандидатур полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Так, в качестве основного полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предлагается предусмотреть наделение по представлению Президента Российской Федерации гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В статье 9 предусматривается пункт 4.1 изложить в новой редакции, сохранив в нем лишь положения, касающиеся законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и уточнив основания роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а положения, относящиеся к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, включить в статью 18, в которой, в свою очередь, предлагается пункт 2 изложить в новой редакции.
Законопроектом предлагается также дополнить статью 18 пунктом 3.1, в котором предусматривается установить определенные требования для кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В частности, не могут быть представлены в качестве кандидатур на эту должность граждане Российской Федерации, имеющие неснятую или непогашенную судимость; содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию); признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В статье 19 (пункт 4 статьи 1 законопроекта) предлагается изложить в новой редакции пункты 9 - 10. При этом усовершенствована их структура и уточнено содержание, часть императивных норм сформулирована как возможность (право). В частности, предусматривается, что Президент Российской Федерации вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного такими полномочиями, в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 Федерального закона, в случае отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его самороспуска, а также в случае проведения в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" консультаций с политической партией (политическими партиями), внесшей (внесшими) предложения по кандидатурам, и с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.