Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 99596-5 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 99596-5 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года", внесенный в Государственную Думу 16 сентября 2008 года Правительством Российской Федерации.
Загрязнение Мирового океана нефтепродуктами (ежегодно в морские воды поступает около 6 млн. тонн нефтяных углеводородов) относится к числу наиболее серьезных проблем, связанных с защитой и сохранением морской среды. В этой связи создание международного режима ответственности и компенсации ущерба от загрязнения, вызываемого утечкой или сливом бункерного топлива с судов, является чрезвычайно важной задачей.
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (далее - Конвенция) была принята на Дипломатической конференции Международной морской организации (ИМО) (входит в число специализированных учреждений ООН) в г. Лондоне 23 марта 2001 года.
Основной целью Конвенции является создание правовой базы для обеспечения быстрого и адекватного возмещения ущерба от загрязнения любым бункерным топливом, причиняемого в результате инцидентов с судами на территории государств - участников Конвенции, в том числе в их территориальном море и в исключительной экономической зоне. Конвенция применяется к любым морским судам и морским средствам любого типа, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов или других судов, принадлежащих государству или эксплуатируемым им и используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы (пункт 2 статьи 4).
Конвенция основана на принципе строгой ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения бункерным топливом (в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Конвенции таковым является "любая углеводородная минеральная нефть, включая смазочное масло, используемая или предназначенная для использования в целях эксплуатации или движения судна, а также любые остатки такой нефти") и предусматривает систему обязательного финансового обеспечения такой ответственности.
Согласно Конвенции (пункт 1 статьи 7), зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью свыше 1000 единиц обязан осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. На борту судна всегда должно находиться свидетельство установленного образца, удостоверяющее наличие такого страхования или иного финансового обеспечения ответственности. Государство - участник Конвенции не должно разрешать эксплуатацию плавающего под его флагом судна валовой вместимостью свыше 1000 единиц, если судно не имеет указанного свидетельства.
Конвенция предусматривает порядок предъявления исков о компенсации ущерба от загрязнения бункерным топливом. Такие иски, в соответствии со статьей 9 Конвенции, могут предъявляться только в судах государства, на территории которого, включая территориальное море, и в исключительной экономической зоне которого, причинен ущерб от загрязнения или были приняты предупредительные меры. Кроме того, государство должно обеспечить, чтобы его суды обладали юрисдикцией, необходимой для рассмотрения исков о компенсации на основании Конвенции.
По мнению Комитета, присоединение Российской Федерации к Конвенции в полной мере отвечает интересам нашего государства, будет способствовать развитию режима защиты и сохранения морской среды, позволит значительно сократить ее загрязнение бункерным топливом. Реализация Конвенции не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе присоединиться к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.