Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 22 января 2009 г. N 3.9-36/1
по проекту федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций) (внесен депутатами Государственной Думы B.C. Плескачевским, Д.В. Саблиным, П.А. Гужвиным, Е.И. Богомольным, А.М. Плахотниковым, Е.Ю. Семеновой)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление единых принципов проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций. С этой целью проект федерального закона предусматривает введение следующих норм:
Первое изменение касается вопроса с какого момента лицо вправе осуществлять предпринимательскую или профессиональную деятельность определенного вида при условии обязательности членства в саморегулируемой организации.
В целях осуществления надлежащего контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, следующей новеллой является установление тридцатидневного срока рассмотрения жалоб органами саморегулируемой организацией на действия своих членов, что позволяет ограничить некоторых должностных лиц СРО в вопросах затягивания ответов по направленным жалобам или исключить случаи игнорирования рассмотрения жалоб, что в свою очередь является ненадлежащим исполнением должностных обязанностей работниками саморегулируемых организаций. Продление срока рассмотрения жалоб допускается в исключительных случаях сроком не более чем еще на тридцать дней с обязательным уведомлением в трехдневный срок лица подавшего жалобу.
Изменениями в статью 20 устанавливается, что ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что в свою очередь позволит Правительству Российской Федерации не плодить множество нормативных правовых актов по установлению в каждом случае ответственного государственного органа, а определить все органы или орган в одном Постановлении.
На развитие системы саморегулирования направлены меры по своевременному оперативному взаимодействию между саморегулируемыми организациями и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций, что выразилось в поправке в часть 3 статьи 22, где в обязанность саморегулируемой организации добавляется представление названному органу по контролю (надзору) соответствующих документов:
1) изменений, внесенных в учредительные документы, внутренние документы, регламентирующие деятельность саморегулируемой организации, ее органов управления и специализированных органов, стандарты и правила саморегулируемой организации, условия членства в ней в соответствии с предметом саморегулирования и внесенные в них изменения;
2) планы проверок деятельности членов саморегулируемой организации;
3) сведения о проведенных проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок;
Согласно внесенным поправкам в части новой редакции статьи 23 авторами в рамках развития общих принципов саморегулирования предлагаются правовые нормы по унификации порядка проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций. Так органам государственной власти, осуществляющим надзор за деятельностью саморегулируемых организаций разрешается проводить плановые проверки не более одного раза в два года, что тем самым позволит саморегулируемым организациям реализовывать право на разработку и осуществление системы внутреннего контроля за своими членами. Предполагается, что продолжительность такой проверки не может превышать 30 рабочих дней. Внеплановые проверки разрешаются только по решению руководителя надзорного ведомства. Также внеплановые проверки могут проводится с целью контроля исполнения предписаний в случаях, когда СРО самостоятельно не направлены в установленный срок материалы по выполнению соответствующего предписания надзорного органа.
В развитие системы государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций предусматривается дополнение главы 14 Кодекса статьей, устанавливающей административную ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей, установленных федеральными законами, федеральными стандартами, регулирующими ее деятельность. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц саморегулируемой организации - от двух тысяч пятисот рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
В связи с тем, что физические лица, занимающиеся оценочной деятельностью и деятельностью в качестве арбитражного управляющего, в соответствии с вышеуказанными федеральными законами не являются индивидуальными предпринимателями, законопроектом предлагается установить, что такое административное наказание, как дисквалификация, установленное статьей 3.11 Кодекса, заключается также в лишении физического лица права осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, Комитет по собственности, поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта в целом, считает необходимым отметить следующее.
По мнению Комитета вносимые изменения в часть 3 статьи 22 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в части установления различных сроков представления соответствующих сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций подлежит унификации.
В целях создания правовой базы для дальнейшей определенности в повышении ответственности во взаимоотношениях между государственными органами власти и должностными лицами саморегулируемых организаций предлагается дополнить указанный проект возможно типовым перечнем нарушений должностных лиц саморегулируемых организаций.
Потребуется доработка законопроекта с учетом норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с целью унификации порядка, сроков проведения контрольных проверок и взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с саморегулируемыми организациями.
Также законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает проект федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
Д.В. Саблин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.