Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 января 2009 г. N вн.2.2-1/200
по проекту федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российский Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, Д.В. Саблиным, П.А. Гужвиным и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
В пункте 5 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 23 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях, в которой предусматривается порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций. Предлагаемые положения необходимо согласовать с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступающего в силу с 1 июля 2009 года, а также с положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вступившего в силу с 1 января 2009 года, и Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими иной порядок осуществления государственного контроля (надзора), в том числе контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в соответствующих сферах деятельности.
Предлагаемая редакция абзаца девятого статьи 24.5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 2 законопроекта) нуждается в согласовании с действующим положением части седьмой статьи 23 данного Федерального закона, поскольку предусмотренные указанными положениями последствия невыполнения саморегулируемой организацией оценщиков предписаний уполномоченного органа об устранении выявленных им нарушений различны.
Положениями пунктов 1 - 4 статьи 3 законопроекта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и предусматривается возможность применения мер административной ответственности в виде административного штрафа и дисквалификации к субъектам профессиональной деятельности, регулируемой в соответствии с федеральными законами, за нарушение обязанностей, установленных этими законами. Данные изменения необходимо соотнести с положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми применение мер ответственности в отношении субъектов соответствующей профессиональной деятельности за нарушение ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность, в том числе в виде наложения штрафа, в виде исключения из членов саморегулируемой организации оценщиков или саморегулируемой организации аудиторов и аннулирования квалификационного аттестата аудитора (что лишает субъекта профессиональной деятельности права осуществлять в течение определенного времени соответствующую профессиональную деятельность), осуществляется саморегулируемыми организациями, членами которых они являются. Применение в отношении субъекта профессиональной деятельности за одно и то же нарушение нескольких аналогичных по характеру мер ответственности противоречит принципам применения мер ответственности.
В отношении предлагаемой законопроектом новой статьи 14.39 Кодекса (пункт 6 статьи 3 законопроекта) следует иметь в виду, что в Кодексе имеется статья 14.23, предусматривающая ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом, в связи с чем положения проектируемой статьи 14.39 и действующей статьи 14.23 Кодекса частично совпадают.
Пунктом 5 законопроекта предлагается дополнить Кодекс новой статьей 14.37, предусматривающей возможность применения в отношении саморегулируемой организации, нарушающей обязанности, установленные федеральными законами, федеральными стандартами, регулирующими ее деятельность, и ее должностных лиц административной ответственности в виде административного штрафа, что нуждается в согласовании с положениями части 8 статьи 22 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и статьи 24.5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которые не предусматривают наложение штрафа в числе возможных мер воздействия на саморегулируемую организацию в случае указанных выше нарушений.
Требуют уточнения положения пунктов 9 и 10 статьи 1 законопроекта. Так, например, данные положения, на наш взгляд, не учитывают, что субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 14.12, 14.13 и 14.23 Кодекса, являются не только арбитражные управляющие, но и иные лица, в связи с чем положения предлагаемой редакции части 1.1 статьи 28.1 Кодекса, как представляется, должны распространяться не только на арбитражных управляющих (что будет соответствовать и действующей редакции данной нормы). Нуждается, на наш взгляд, в уточнении и перечень поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях, указанных в положениях пунктов 9 и 10 статьи 1 законопроекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктов 9 и 10 статьи 1" следует читать "пунктов 9 и 10 статьи 3"
Относительно изменений в часть 2 статьи 25.5 Кодекса (пункт 8 статьи 3 законопроекта), предусматривающих возможность для членов саморегулируемой организации привлекать в качестве защитника не только адвоката, но и представителя саморегулируемой организации, следует иметь в виду, что изменяемая часть 2 указанной статьи допускает участие в качестве защитника не только адвоката, но и иного лица, в связи с чем необходимость предлагаемых изменений требует уточнения.
Исключение законопроектом полномочий должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса и совершенных арбитражными управляющими (пункт 11 статьи 3 законопроекта), при сохранении указанным должностным лицам аналогичных полномочий в отношении правонарушений, совершенных, например, руководителем временной администрации кредитной организации, на наш взгляд, не вполне логично.
В отношении редакции абзаца второго части 5 статьи 28.7 Кодекса (пункт 16 статьи 3 проекта) следует отметить, что изменение общего подхода к продлению срока административного расследования путем изъятия указания на то, что продление срока осуществляется лишь в исключительных случаях, по нашему мнению, выходит за рамки предмета регулирования рассматриваемого законопроекта. Следует учесть также, что в часть 5 вносились изменения Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке. Замечания юридико-технического характера на 6 листах прилагаются.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.