Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - законопроект) разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в Законе о защите конкуренции.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в сфере регулирования этих законов, поэтому основной целью законопроекта является устранение несоответствий норм указанных федеральных законов Закону о защите конкуренции и исключение положений, дублирующих нормы указанного Закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон "О естественных монополиях", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В настоящее время статьей 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с Банком России. Законопроектом предлагается привести указанную норму в соответствие с пунктом 15 статьи 4 Закона о защите конкуренции и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" запрещено создание биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации. Союзы, ассоциации и другие объединения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с главой 7 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не осуществляет контроль за экономической концентрацией некоммерческих организаций. В связи с этим пункт 2 статьи 4 указанного Закона необходимо привести в соответствие с главой 7 Закона о защите конкуренции.
Статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях" предусматривает, что понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Однако данный закон был признан утратившим силу Законом о защите конкуренции, за исключением статьи 4 в части определения понятия "аффилированные лица".
Законопроект также уточняет нормы статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и приводит их в соответствие с Законом о защите конкуренции.
При этом в части 8 статьи 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" установлено, что антимонопольный орган дает заключение о последствиях воздействия специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры на конкуренцию.
Поскольку в соответствии с Законом о защите конкуренции группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, для определения у российских производителей, действующих как группа лиц, наличия более чем тридцати пяти процентов производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара или аналогичного товара либо двадцати пяти процентов общего объема реализации данного товара и непосредственно конкурирующего товара или аналогичного товара, достаточно, чтобы их совокупный объем производства либо реализации таких товаров превышал тридцать пять и двадцать пять процентов соответственно.
В этой связи законопроект вносит уточнение в отношении группы лиц российского производителя в часть 8 статьи 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
В целях исключения дублирования положений Закона о защите конкуренции в других федеральных законах законопроектом предусматривается признание утратившими силу статьи 35 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", статьи 32 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьи 31 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статьи 35 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует дополнительных бюджетных средств.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.