Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
Законопроектом предлагается уточнить порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Законопроект уточняет порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара, предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории Российской Федерации сопоставимого товарного рынка.
Предусматривается включение в состав группы лиц (статья 9) группы лиц, совместно владеющих более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества). Указанные изменения направлены на исключение возможности несоблюдения норм данного закона.
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 10 Закона о защите конкуренции направлены на предупреждение созданий дискриминационных условий субъектами естественных монополий. Так, в целях недопущения действий субъектов естественных монополий, которые могут поставить отдельных хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, законопроект закрепляет за Правительством Российской Федерации право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий.
Уточнение содержания правил недискриминационного направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В настоящее время Закон о защите конкуренции содержит перечень соглашений и согласованных действий, безусловно запрещенных вне зависимости от того, являются ли стороны соглашения или участники согласованных действий конкурентами на соответствующем товарном рынке.
В целях исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке, законопроектом вносятся изменения в статью 11 Закона о защите конкуренции в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами.
Законопроектом предполагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции (статья 15), за исключением случаев, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.
При этом законопроектом вносятся изменения в статьи 19 - 21 Закона о защите конкуренции, уточняющие основания и порядок предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на ее предоставление.
Кроме того, законопроектом уточняется определение понятия "государственной или муниципальной преференции" (статья 4) в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот. При этом следует отметить, что предлагаемое определение понятия "государственной или муниципальной преференции" в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в действующей редакции Закона о защите конкуренции.
Изменения в части регулирования порядка предоставления государственной или муниципальной преференции направлены на исключение возможности произвольного правоприменения органами власти и органами местного самоуправления, что огранивает распространение коррупции в данной сфере.
Законопроектом также вносятся изменения в статью 18 Закона о защите конкуренции в части уточнения финансовых услуг, предоставление которых финансовыми организациями государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и субъектам естественных монополий возможно лишь путем проведения торгов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение робот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Законопроект уточняет полномочия антимонопольного органа, в том числе определяет полномочия антимонопольного органа по проведению проверок органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, конкретизирует действия должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, а также по фиксации и документальному закреплению доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений, выявленных в ходе проверки.
Вносимые законопроектом изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции "Контроль экономической концентрации" имеют целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган вместе с ходатайством (уведомлением), в частности сведений о реальных владельцах компаний.
Кроме того, для достижения указанной цели законопроектом предполагается уточнить основания для отказа в согласовании сделки (иного действия), а также последствия совершения сделки (иного действия) без согласия антимонопольного органа.
Вносимые законопроектом в главу 7 Закона о защите конкуренции изменения направлены и на снижение административных барьеров. Указанными изменениями законопроект расширяет и более четко формулирует перечень оснований, при которых лица могут совершать сделки без предварительного согласия антимонопольного органа.
При этом законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с трех миллиардов рублей до семи миллиардов рублей, а пороговые значения по обороту компании повышаются с шести миллиардов рублей до десяти миллиардов рублей.
Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компании по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Законопроект исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.
Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главу 9 Закона о защите конкуренции. Указанные изменения предоставляют возможность объединять дела о нарушении антимонопольного законодательства и выделять в отдельное производство такие дела, если это будет способствовать более полному, всестороннему и объективному рассмотрению дел.
Кроме того, законопроект содержит положения, предоставляющие ответчику по делу о нарушении антимонопольного законодательства право ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания.
Указанные изменения в главу 9 Закона о защите конкуренции восполняют пробелы действующей редакции данного Закона.
Законопроектом вносятся изменения и в ряд других статей Закона о защите конкуренции, которые носят уточняющий характер. Необходимость внесения таких изменений выявлена при анализе практики применения Закона о защите конкуренции.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи законопроектом также вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О недрах", Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает введение или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не предусматривает иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.