Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает уточнение перечня финансовых организаций, установление особенностей банкротства различных финансовых организаций, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций.
В настоящее время особенностям правового регулирования банкротства финансовых организаций посвящены статьи 180 - 189 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Однако указанные статьи имеют общий характер, не учитывают специфику деятельности каждого вида финансовых организаций и не дают четкого определения понятию "финансовые организации" для целей законодательства о банкротстве.
Действующим законодательством не закреплены механизмы, способствующие защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с финансовыми организациями, в случае банкротства последних.
В этой связи законопроект предусматривает уточнение перечня видов организаций, к которым должны применяться особенности, предусмотренные законопроектом.
Следует отметить, что особенности банкротства кредитных организаций установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", поэтому законопроектом не затрагиваются вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций. Таким образом, в силу исторического развития правового института кредитных организаций, а также ввиду особого социально-экономического значения и влияния деятельности крупных кредитных организаций на экономическое благосостояние в обществе кредитные организации выделены в особую группу юридических лиц.
Законопроектом к числу финансовых организаций отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В отношении финансовых организаций за законопроектом устанавливаются основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства.
Законопроектом предусмотрены такие меры по предупреждению банкротства финансовой организации, как разработка и реализация плана финансового оздоровления, а также введение временной администрации. Одновременно в законопроекте закреплены порядок введения и прекращения деятельности временной администрации, ее состав, сроки деятельности, а также права и обязанности.
В связи с введением механизма временной администрации законопроект в качестве основных изменений предусматривает изменение положений о рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации в части сроков, круга лиц, участвующих в деле и процессе по делу о банкротстве и круг субъектов подачи заявления о признании финансовой организации банкротом, процедур банкротства, применяемых к финансовой организации. Так, в частности, законопроектом закреплено положение, в соответствии с которым внешнее управление и финансовое оздоровление в отношении финансовых организаций не применяется.
Кроме того, законопроект вносит изменения в порядок очередности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди при процедуре банкротства страховой организации.
Следующим нововведением законопроекта является установление порядка процедуры передачи страхового портфеля страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства страховой организации или в ходе процедур банкротства.
Законопроектом предусматривается обязанность федерального органа исполнительной власти по регулированию соответствующего вида деятельности принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации. Кроме того, законопроектом предусматривается право арбитражного суда привлекать к участию в процессе по делу о банкротстве соответствующую саморегулируемую организацию финансовых организаций или соответствующее профессиональное объединение страховщиков.
В отношении негосударственных пенсионных фондов законопроектом предусмотрено уточнение конкурсной массы. В статье 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" перечислены исключения из конкурсной массы. На основе анализа указанных положений статей данного Федерального закона можно сделать вывод о том, что все собственное имущество негосударственных пенсионных фондов в случае введения процедуры конкурсного управления в отношении такой организации входит в конкурсную массу.
В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" фондом формируются пенсионные резервы и пенсионные накопления. Из пенсионных накоплений, пенсионных резервов, а также имущества обеспечения уставной деятельности состоит собственное имущество фонда. Соответственно, в настоящий момент при банкротстве негосударственного пенсионного фонда в конкурсную массу могут входить все вышеуказанные активы. Вместе с тем, пенсионные резервы предназначены для обеспечения по обязательствам перед участниками фонда, а пенсионные накопления - перед застрахованными лицами. В этой связи законопроектом из состава конкурсной массы негосударственного пенсионного фонда исключены средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
Кроме прочих законопроект содержит положения, вносящие изменения в иные законодательные акты в связи с его принятием.
Внесение в российское законодательство, регулирующее вопросы банкротства финансовых организаций, изменений, предлагаемых в законопроекте, будет способствовать повышению эффективности мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций и проведению процедур банкротства финансовых организаций как механизма пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, принятие законопроекта позволит повысить степень защиты материальных прав граждан, являющихся клиентами финансовых организаций, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве или введена процедура банкротства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О. внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.