Заключение Комитета по собственности Государственной Думы
Федерального Собрания РФ пятого созыва от 18 ноября 2008 г. N 3.9-30/2
по проекту федерального закона N 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
(в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на закрепление механизмов, способствующих защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с финансовыми организациями, в случае банкротства последних.
В законопроекте предусматривается уточнение перечня видов организаций, к которым должны применяться особенности, предусмотренные в процедуре банкротства
В тоже время, следует отметить, что особенности банкротства кредитных организаций установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", поэтому законопроектом не затрагиваются вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций.
Так к числу финансовых организаций отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В отношении финансовых организаций законопроектом устанавливаются основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства, такие как разработка и реализация плана финансового оздоровления, а также введение временной администрации.
Также законопроектом предусматривается обязанность федерального органа исполнительной власти по регулированию соответствующего вида деятельности принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации. Кроме того, законопроектом предусматривается право арбитражного суда привлекать к участию в процессе по делу о банкротстве соответствующую саморегулируемую организацию финансовых организаций или соответствующее профессиональное объединение страховщиков.
Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию и отмечает важность принятия рассматриваемого законопроекта, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями статьи 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Таким образом, представляется целесообразным решать поставленные задачи не посредством внесения большого числа поправок в действующий закон "О несостоятельности (банкротстве)", а путем принятия отдельного федерального закона "О несостоятельности финансовых организаций", что соответствует концепции самого Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также общей концепции законопроекта.
Представляется некорректным определение финансовой сделки данное в законопроекте, в том числе, ввиду того, что такое понятие отсутствует в законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения и не охватывает многие денежные обязательства, возникающие у финансовой организации в связи с оказанием финансовых услуг, например денежные обязательства, возникшие в связи с утратой ценных бумаг клиента депозитарием брокера. Обращаем внимание на то, что в отношении финансовых организаций существует устоявшееся понятие - финансовая услуга, под которой, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимается - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Следует дополнить перечень финансовых организаций обществами взаимного страхования и жилищно-накопительными кооперативами, описав особенности процедур банкротства для таких организаций.
Также следует описать процедуры банкротства организаций, хотя и не являющихся "классическими" финансовыми институтами, но оказывающие услуги финансового характера и привлекающие денежные средства на основании, например, договоров участия в долевом строительстве. На необходимость урегулирования подобных правоотношений - именно в законе о банкротстве финансовых организаций - указывает наличие возможных общих оснований для выявления признаков банкротства - существенные расхождения в соотношении собственных и привлеченных средств, а также то, что данная финансовая услуга в настоящее время является одной из наиболее востребованной форм инвестирования средств граждан. Однако, до настоящего времени, особенности регулирования процедур банкротства таких организаций в законодательстве не описаны, что создает серьезные проблемы на практике.
Необходимо расширить состав оснований для введения мер предупреждающих процедуры банкротства в том числе, например, ввести такое основание как нарушение нормативов достаточности собственных средств (капитала), установленных лицензирующим органом.
Представляется необоснованным применение в отношении финансовых организаций такой меры по предупреждению банкротства как введение временной администрации, тем более в обход судебных процедур и процедур отбора арбитражного управляющего, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Оперативное вмешательство контролирующего органа может быть реализовано посредством направления предписаний о приостановлении деятельности и (или) операций, но не посредством назначения своим решением временного органа управления, в состав которого могут включаться лица, которые не несут ответственности за свои действия и при этом их деятельность должна оплачиваться за счет средств финансовой организации.
Необходимо более подробно описать полномочия и процессуальный статус саморегулируемых организаций и иных профессиональных объединений (РСА) финансовых организаций в процедурах банкротства, это связано в первую очередь с тем, что такие объединения финансовых организаций несут материальную ответственность за своего члена за счет средств компенсационных фондов. Таким образом, у саморегулируемых организаций имеется прямая заинтересованность в эффективности проведения банкротных процедур.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом доработки его ко второму чтению в рамках указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.