Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" позволит решить ряд проблем правового регулирования различных правоотношений, возникших в деятельности органов, уполномоченных осуществлять функции в сфере миграции.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон) определены основания для снятия с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе под пунктом 4 значится, что одним из таких оснований является факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации. Однако ни статья 19 Закона, определяющая случаи снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства, ни статья 23 Закона, устанавливающая случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, не содержат такого основания. Иностранные граждане и лица без гражданства после приобретения российского гражданства становятся полноправными гражданами Российской Федерации, подлежат регистрационному учету и не могут одновременно состоять на миграционном учете, осуществляемом только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и международными договорами российское гражданство может получить иностранный гражданин как зарегистрированный по месту жительства, так и состоящий на учете по месту пребывания.
Статьей 14 Закона установлено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Однако не определено, в течение какого времени иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны зарегистрироваться по месту жительства. Отсутствие данной нормы ставит под сомнение обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства и затрудняет применение на практике статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение правил миграционного учета.
Закон не содержит нормы, позволяющей иностранному гражданину или лицу без гражданства, обладающему правом собственности на жилое помещение, самостоятельно стать на учет по месту пребывания. Приезжая в Россию, иностранец вынужден находить российского гражданина, согласного стать для него принимающей стороной, и в уведомлении о постановке на учет указывать не адрес жилого помещения, находящегося в его собственности, а адрес принимающей стороны, где он фактически находиться не намерен. В частности, с такой проблемой сталкиваются дети, унаследовавшие право собственности на жилое помещение родителей и приезжающие в отпуск для ухода за местами их захоронения.
Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в статьи 14, 19, 22 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерация"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О.миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан н лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.