Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
от 2 декабря 2008 г. к N 26, п. 1.4
"По проекту федерального закона N 97238-5 "О внесении изменения в статью 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части изменения сроков проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки), внесенному Законодательным Собранием Нижегородской области"
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 97238-5 "О внесении изменения в статью 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части изменения сроков проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки), внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области, и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в часть 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки будет составлять не менее одного и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Необходимость внесения соответствующих изменений обосновывается в пояснительной записке тем, что установленный срок продолжительности публичных слушаний лишает органы местного самоуправления возможности обеспечить оперативную и своевременную реализацию инвестиционных проектов и соблюдение законных интересов физических и юридических лиц в области градостроительной деятельности.
Комитетом не может быть поддержана концепция предлагаемых изменений по следующим основаниям.
Развитие гражданского общества и становление правового демократического государства в России невозможно без участия населения. Установленное Конституцией Российской Федерации положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ является базисным фундаментом для участия населения в управлении государством.
Одной из форм участия жителей муниципального образования в обсуждении вопросов местного значения и иных вопросов, затрагивающих интересы и права жителей, с целью учета мнения физических и юридических лиц, являются публичные слушания. Публичные слушания выступают с позиции государственной власти как механизм учета мнения граждан в процессе правотворчества, принятия решений по отдельным вопросам, а с позиции жителей - как механизм отражения собственного мнения, а значит, и защиты своих прав.
В этой связи особую значимость приобретают нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации о необходимости проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правила землепользования и застройки являются комплексным документом, целью которого является не только обеспечение оперативной и своевременной реализации инвестиционных проектов, но и создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создание условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В связи с этим ссылки в пояснительной записке на то, что установленный в Градостроительном кодексе Российской Федерации срок продолжительности публичных слушаний лишает органы местного самоуправления возможности обеспечить оперативную и своевременную реализацию инвестиционных проектов, не являются обоснованными.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации публичные слушания проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данного Кодекса. При этом в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки публичные слушания могут включать различные мероприятия, в том числе проведение собрания жителей, организацию вставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта правил, выступление представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта правил землепользования и застройки на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Проанализировав положения о публичных слушаниях, утвержденные органами местного самоуправления различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что проведение публичных слушаний представляет собой трудоемкий процесс, требующий значительных временных затрат, включающий в себя следующие действия:
1) оповещение жителей муниципального образования об инициаторе, вопросе (вопросах), выносимом (выносимых) на слушания, порядке, месте, дате и времени проведения слушаний;
2) обеспечение свободного доступа на публичные слушания жителей города;
3) запрос у заинтересованных органов и организаций в письменном виде необходимой информации, материалов и документов;
4) принятие от населения муниципального образования предложений по выносимому на слушания вопросу;
5) обобщение представленных предложений населения. По мнению Комитета, установленный частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок продолжительности публичных слушаний (не менее двух и не более четырех месяцев) представляет собой одну из гарантий участия населения в осуществлении местного самоуправления и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Сокращение времени для проведения слушаний может привести к тому, что права и законные интересы населения муниципального образования не будут учтены из-за сжатых сроков представления предложений и замечаний по проекту правил землепользования и застройки.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 97238-5 "О внесении изменения в статью 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части изменения сроков проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки), внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.