Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
Законопроект использует терминологию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и устраняет существующие пробелы и противоречия в части административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность в виде дисквалификации за совершение административных правонарушений физическими лицами, занимающими должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности правоохранительной службы, должности муниципальной службы, ввиду того, что действующая редакция Кодекса позволяет применить такой вид административного наказания как дисквалификация только к физическим лицам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, совете директоров (наблюдательном совете), а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Предлагаемые законопроектом меры необходимы для предупреждения совершения нарушений антимонопольного законодательства государственными и муниципальными служащими, занимающими руководящие должности, так как действующие санкции в виде административных штрафов, не всегда позволяют обеспечить эффективное соблюдение установленных запретов. Более того, введение более жестких санкций в виде дисквалификации позволит снизить распространение коррупционных отношений в соответствующих сферах.
Законопроектом предлагается установить давность привлечения к административной ответственности лиц за совершение административных правонарушений в сфере деятельности субъектов естественных монополий в срок до года со дня совершения административного правонарушения, поскольку в действующей редакции Кодекса давность привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере деятельности субъектов естественных монополий по общему правилу - два месяца со дня совершения административного правонарушения. Учитывая, что законопроект предлагает дополнить главу 9 Кодекса статьями 9.15 и 9.16, такой же срок давности привлечения к административной ответственности законопроект предлагает установить и за нарушения законодательства об электроэнергетике.
Законопроектом предлагается статью 14.9 Кодекса изложить в новой редакции, согласно которой должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации привлекаются к административной ответственности за совершение действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности.
Законопроектом предлагается увеличить налагаемый на должностных лиц штраф за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Предлагается также ужесточить административную ответственность за недобросовестную конкуренцию, установив максимальную санкцию для юридических лиц в размере до одного миллиона рублей (статья 14.33 Кодекса).
В целях повышения раскрываемости картельных сговоров законопроект предполагает уточнение примечания к статье 14.32 Кодекса, регламентирующего порядок освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
Законопроект также устраняет существующий в Кодексе пробел в части привлечения к административной ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за непредставление сведений (информации) в установленный срок.
Законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также за манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности).
Обычно антимонопольный орган выявляет административные правонарушения на основании поступающих на рассмотрение документов и возбуждает административное производство, направив все процессуальные документы нарушителю по почте по месту его нахождения (территория Российской Федерации и иностранные государства).
Согласно предлагаемой законопроектом редакции составление протокола об административном правонарушении возможно в отсутствие физического лица или его законного представителя, либо представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в случае, если имеются сведения о надлежащем уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указанных лиц. При этом законопроектом определяются условия надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Предусмотренные статьями 14.9, 14.31 - 14.33 Кодекса административные правонарушения устанавливают ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Привлекать к административной ответственности за данные правонарушения целесообразно только после установления такого факта антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции". В этой связи законопроектом предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.9, 14.31 - 14.33 Кодекса и установленного решением комиссии антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится в порядке, предусмотренном главой 29 Кодекса на основании материалов, имеющихся в рассмотренном комиссией антимонопольного органа деле о нарушении антимонопольного законодательства.
В действующей редакции Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. В свою очередь, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса - это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник. Таким образом, не согласившись с решением суда, у антимонопольного органа нет возможности обжаловать решение в вышестоящий суд.
В связи с этим законопроектом предусматривается право должностного лица, вынесшего постановление, обжаловать решение суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что законопроект предусматривает возможность применения в отношении государственных и муниципальных служащих меры административного наказания в виде дисквалификации законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", устанавливающие соответствующие основания для расторжения служебных контрактов.
Принятие законопроекта позволит существенно повысить эффективность применения антимонопольного законодательства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает введение или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не предусматривает иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.