Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 11 декабря 2008 г. N 3.1-29/11
на проект федерального закона N 428896-4 "О внесении изменений в статью 13.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный А.Н. Крутовым и Н.С. Леоновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 428896-4 "О внесении изменений в статью 13.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный А.Н. Крутовым и Н.С. Леоновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Данным законопроектом предлагается внести несколько изменений в статью 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которая регулирует вопросы, касающиеся особенностей осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, - т.е., в первую очередь, гражданами почти всех стран Содружества Независимых Государств, а также лицами без гражданства, постоянно проживающими в указанных государствах.
Реализация инициируемых данным законопроектом изменений предусматривает дополнение документом, подтверждающим владение иностранным гражданином или лицом без гражданства русским языком, нынешнего перечня документов, которые иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должны в течение 30 суток после получения ими разрешения на работу в Российской Федерации предоставить уполномоченному государственному органу (территориальному подразделению ФМС России) в случае, если такое разрешение на работу указанному иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается на срок более 90 суток. При этом, законопроектом предусматривается зафиксировать полномочие Правительства Российской Федерации на установление порядка определения уровня знаний русского языка у обозначенных иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как известно, согласно действующим правилам, закрепленным в отношении упомянутой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, в статье 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при соответствующих обстоятельствах иностранный гражданин или лицо без гражданства после получения разрешения на работу должны предоставить в территориальный орган Федеральной миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у них наркомании и инфекционных заболеваний, являющихся опасными для окружающих (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона не содержит противоречий с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации.
Комитетом оцениваются как обоснованные доводы авторов рассматриваемого законопроекта, изложенные в пояснительной записке к нему, о том, что знание государственного языка Российской Федерации позволит прибывшим в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам и лицам без гражданства быстрее вписаться в новое для них общество и адаптироваться в нем, а также исполнять законы принимающей стороны - России - и понять ее традиции и культуру. Кроме того, объективными и правильными, по мнению Комитета, представляются выводы авторов законопроекта о том, что знание русского языка будет способствовать обеспечению и реализации такими иностранными гражданами и лицами без гражданства их трудовых, социальных и иных прав, предоставленных им в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством.
Таким образом, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассматривает представленный проект федерального закона как весьма актуальный и полагает безусловную необходимость осуществления дальнейшей работы над затронутой в нем проблематикой.
Вместе с тем, сам данный законопроект Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству не может быть поддержан, поскольку его содержательная составляющая не позволяет достичь целей, поставленных при его разработке (и отмеченных в пояснительной записке к данному законопроекту).
При этом, существенным недостатком рассматриваемого проекта федерального закона является то, что в нем не изложены и никоим образом не обозначены организационно-правовые и иные практические механизмы реализации предложенных законодательных нововведений, что, - принимая во внимание тематику этого проекта, - по мнению Комитета, является безусловно необходимым, (поскольку именно данные механизмы, также как и предпринимаемые в рамках их осуществления конкретные мероприятия могут и должны стать теми объективными инструментами и способами, которые позволили бы решить задачи, сформулированные в рамках данного законопроекта).
В связи с отмеченными обстоятельствами, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает целесообразным отклонить представленный проект федерального закона, - однако обращает внимание уполномоченных государственных органов и должностных лиц на необходимость продолжения работы над затронутой в нем проблематикой, для чего по соответствующей теме, по мнению Комитета, должна быть подготовлена новая законодательная инициатива, где должны быть зафиксированы не только само требование об обязательном знании русского языка на необходимом уровне иностранными гражданами и лицами без гражданства, привлекаемыми в целях осуществления трудовой деятельности в нашей стране, - (причем, иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в нашу страну не только на безвизовой, но и на визовой основе), - но также должны быть обозначены (и мотивированным образом обоснованы) конкретные направления и формы реализации указанного требования.
Комитет полагает, что разработка и принятие такого нового законопроекта - альтернативного рассматриваемому - имели бы весьма положительное значение также и для обеспечения государственных интересов Российской Федерации в миграционной сфере, равно как и в системе ее международного положения, внешнеполитических связей и отношений, поскольку очевидно, что знание государственного языка Российской Федерации прибывшими в нашу страну мигрантами с одной стороны могло бы повысить возможности и уровень их интеграции в российское сообщество и, вместе с тем, позволило бы обеспечить приток достаточно квалифицированных кадров в различные отрасли развивающейся экономики нашей страны, - что, в свою очередь, помогло бы формированию необходимых предпосылок для более динамичного, высокотехнологичного и эффективного развития народного хозяйства России в целом.
С другой стороны, наличие такого обязательного условия, как знание государственного языка Российской Федерации, прибывшими в нашу страну мигрантами способствовало бы укреплению международного положения Российской Федерации и усилению ее влияния в целом ряде государств, образовавшихся в начале 1990-х годов на прежней территории СССР, где вследствие намеченных в будущей законодательной инициативе (альтернативной рассматриваемому законопроекту) нововведений объективным образом были бы созданы благоприятные условия для укрепления роли и значения русского языка, а значит, и для его использования как на территории данных стран, где проживают и будут проживать носители и достаточно активные пользователи русского языка, так и для применения русского языка в процессе потенциальной миграции отдельных граждан указанных государств в Россию (в том числе, и в качестве возможного будущего приобретения ими правового статуса наших сограждан).
Но, как уже отмечено выше, в рамках рассматриваемого законопроекта, (даже после его возможной доработки), - принимая во внимание ограниченность его концепции, - решение указанных задач, как считает Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, не является возможным, и поэтому дальнейшая работа именно над представленным проектом федерального закона (в частности, в процессе его возможного последующего рассмотрения в рамках существующих законодательных процедур), - по мнению Комитета, нецелесообразны.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 428896-4 "О внесении изменений в статью 13.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный А.Н. Круговым и Н.С. Леоновым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "11" декабря 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.