Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Внесение изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вызвано необходимостью урегулирования правовых норм, применение которых в практической деятельности неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности населения, проживающего на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. Также законопроектом предлагается урегулировать порядок проведения схода граждан при решении вопроса о наделении сельского населенного пункта статусом поселения и упразднении поселения.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 11 Федерального закона на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Согласно пункту 2 части 1 этой же статьи Федерального закона возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципального района.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-р отдельные районы Читинской области отнесены к территориям с низкой плотностью населения (Газимуро-Заводский район, Канарский район, Красночикойский район, Могочинский район, Сретенский район, Тунгиро-Олекминский район, Тунгокоченский район). Территории данных районов характеризуются низкой плотностью населения, проживающего в муниципальных образованиях, а также труднодоступностью населенных пунктов. Расстояние между населенными пунктами в большинстве случаев составляет около 100 км.
На территории Читинской области в соответствии с требованиями Федерального закона при установлении границ вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения все населенные пункты с численностью населения более 100 человек были наделены статусом сельских поселений.
Практика реализации Федерального закона показала, что на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях в ряде населенных пунктов, наделенных статусом поселения, с численностью населения до 200 человек население желает отказаться от осуществления местного самоуправления на уровне поселения и в составе межселенной территории войти в состав муниципального района. Отсутствие собственной доходной базы, необходимого имущества, инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения, удаленность от других поселений делают фактически невозможным осуществление местного самоуправления в поселениях с численностью населения до 200 человек на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. Объединение сельских поселений с численностью населения до 200 человек с другими муниципальными образованиями не представляется возможным по причине их расположения в труднодоступных местностях и значительной удаленности от других муниципальных образований. Таким образом, решение вопросов местного значения на указанных территориях эффективнее будет осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов.
Однако частью 1 статьи 13.1 Федерального закона предусмотрено, что упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Законопроектом предлагается предоставить право населению сельских населенных пунктов с численностью населения менее 200 человек не осуществлять местное самоуправление на уровне поселения на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.
Частью 1 статьи 25 и частью 5 статьи 34 Федерального закона установлена численность населения поселения, обладающего избирательным правом (не более 100 человек), при которой возможно проведение схода граждан для решения вопросов местного значения и вопроса о структуре муниципального образования. Учитывая взаимосвязь части 1 статьи 25 и части 5 статьи 34 со статьями 11 и 13.1 Федерального закона, предлагается также увеличить установленную численность населения со ста до двухсот человек.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.