Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 263037-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об учете мнения населения в случае лишения населенного пункта данного статуса), внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Проектом федерального закона N 263037-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается дополнить статью 11 указанного Федерального закона (далее - Федеральный закон) новой частью. Данная часть содержит норму, согласно которой решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации о включении территории одного населенного пункта в состав территории другого населенного пункта либо об исключении территории одного населенного пункта из состава другого населенного пункта, влекущее изменение границ муниципальных образований или преобразование муниципальных образований, принимается только одновременно с решением об изменении границ муниципальных образований или преобразовании муниципальных образований с соблюдением требований Федерального закона об учете мнения населения.
Анализ положений законопроекта позволяет сделать вывод о том, что предметом его регулирования являются отдельные вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, решение которых связано с территориальной организацией местного самоуправления. Для обеспечения гарантий учета мнения населения законопроектом предусматривается, что в данном случае решение указанных вопросов осуществляется с соблюдением требований статей 12 и 13 Федерального закона.
Согласно Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации не является ни предметом ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации), ни предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 мая 2007 года N 406-О-П указал, что "вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации - с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй - к исключительному ведению субъектов Российской Федерации".
Предусматриваемая законопроектом обязательность применения при решении отдельных вопросов административно-территориального устройства норм Федерального закона, регулирующего организацию местного самоуправления, является ограничением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предмету исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Кроме того, в законопроекте осуществляется одновременное регулирование предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которому относятся общие принципы организации местного самоуправления, и предмета ведения субъектов Российской Федерации, которым является административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Такой подход не соответствует части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации также указывается, что "устанавливаемое субъектом Российской Федерации правовое регулирование его административно-территориального устройства, включая вопросы образования, объединения, преобразования, упразднения административно-территориальных и территориальных единиц, не может, однако, подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления; во всяком случае оно не должно предполагать или допускать изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке реорганизации территориального устройства государственной власти субъекта Российской Федерации и тем самым приводить к блокированию конституционного требования о необходимости учета мнения населения при проведении территориальных преобразований, влекущих изменение пространственных пределов реализации муниципальной власти и права граждан на местное самоуправление". Согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, изложенная в Определении от 15 мая 2007 года N 406-О-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна соблюдаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов административно-территориального устройства.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 263037-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.