Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимому депутатом Государственной Думы А.Н. Харитоновым
Основная содержательная направленность представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" связана с предлагаемым дополнением статьи 18.15 КоАП РФ новой частью 4, которой предусматривается установить административную ответственность за привлечение юридическим лицом, его филиалом, представительством, должностным лицом указанных юридического лица, филиала, представительства или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для исполнения их договорного или иного обязательства либо для реализации товара, выполнения работы или оказания услуги в качестве заказчика, подрядчика (в том числе генерального подрядчика и субподрядчика) либо в иной форме или по иному основанию другого юридического лица или другого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд таких работников либо которые привлекают к трудовой деятельности не имеющих разрешения на работу иностранных граждан или лиц без гражданства, в тех случаях, когда данное разрешение в соответствии с федеральным законом является необходимым.
Главной причиной разработки представленной законодательной инициативы стали выявляемые - в процессе осуществления территориальными органами Федеральной миграционной службы России их функций по контролю и надзору в сфере миграции - многочисленные факты нарушений подрядными организациями (и, в частности, субподрядчиками), занятыми различными видами деятельности, правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников. Причем, существующая практика показывает, что заказчики, генеральные подрядчики и иные лица, ответственные за объекты (территории), где проводятся соответствующие работы, не принимают мер по устранению указанных правонарушений, допускаемых со стороны субподрядчиков в подобных ситуациях, и, в принципе, в принятии таких мер вообще не заинтересованы, поскольку, в силу действующих норм КоАП РФ не подлежат за это какой-либо административной ответственности.
В связи с отмеченными обстоятельствами первоочередной целью предложенного законопроекта является устранение упомянутых негативных проявлений посредством применения административной ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении не только хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, непосредственно виновных в незаконном использовании иностранной рабочей силы (например, подрядчиков), - как это уже предусматривается действующими нормами КоАП РФ, - но также и в отношении иных предпринимательских структур (в первую очередь, заказчиков), юридически организующих и направляющих работу указанных хозяйствующих субъектов в силу того, что именно эти структуры изначально принимают решения о привлечении указанных других хозяйствующих субъектов для реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Реализация приведенной выше основной цели предлагаемой законодательной инициативы оформляется в виде норм подпункта "а" пункта 4 статьи 1 представленного законопроекта, и как уже отмечено ранее, предусматривает введение административной ответственности предпринимательских структур и их должностных лиц, привлекающих иные хозяйствующие субъекты, нарушающие правила привлечения и использования иностранных работников не только для выполнения этими субъектами работ или оказания услуг в качестве подрядных организаций, но также и для реализации товаров, и для выполнения иного договорного или иного обязательства обозначенных заказчиков. При этом необходимо констатировать, что в отмеченной части инициируемая норма новой части 4 статьи 18.15 КоАП РФ станет нормой более общего характера по отношению к действующей норме части 2 статьи 18.16, где предусматривается ответственность за привлечение другого юридического лица или другого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, (нарушающих правила привлечения иностранной рабочей силы), только в случае осуществления деятельности по продаже товаров, (а не в случае предложенной законопроектом более широкой в предметном плане деятельности по реализации товаров), и только в случае, если такая торговая деятельность осуществляется исключительно в торговых комплексах или на иных торговых объектах, (в то время, как деятельность, связанная с реализацией товаров, может производиться также и вне определенных торговых объектов).
К числу иных наиболее существенных новаций, предлагаемых ко внесению в КоАП РФ представленным законопроектом, относится логически связанное с вышеупомянутой основной инициируемой нормой новой части 4 статьи 18.15 включение в примечания к этой статье, (закрепленное в подпункте "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта), нового уточняющего пункта, согласно которому в случае нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении одного и того же иностранного гражданина или лица без гражданства одновременно двумя или более лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическими лицами, их филиалами и (или) представительствами либо должностными лицами указанных юридических лиц, филиалов и представительств, - например, одновременно заказчиком и подрядчиком, - административная ответственность за нарушение указанных правил будет наступать у каждой из таких предпринимательских структур или их должностных лиц в отдельности.
Кроме того, в пункте 3 и в подпункте "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагаются уточнения в примечание к статье 18.9 и в пункт 2 примечаний к статье.18.15 КоАП РФ соответственно - в виде указания на некие группы иностранных граждан и (или) лиц без гражданства - для более четкого определения круга лиц, подлежащих административной ответственности, в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, а также в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства.
Изменения нескольких статей КоАП РФ (3.12, 4.5, 27.16), предложенные в пунктах 1, 2 и 5 статьи 1 законопроекта, носят юридико-технический характер и направлены на закрепление более правильного и четкого указания случаев, при которых вследствие совершения административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в качестве административных наказаний могут быть применены административное приостановление или временный запрет деятельности хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, упомянутые юридико-технические изменения позволят обозначить в КоАП РФ более обоснованное соотношение нарушений правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в целом с частными случаями таких нарушений - несоблюдениями правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимому депутатом Государственной Думы А.Н. Харитоновым
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и не связано с какими-либо иными изменениями финансовых обязательств со стороны государства.
В связи с этим, на данный законопроект не требуется получение заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимого депутатом Государственной Думы А.Н. Харитоновым
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия других федеральных законов или внесения изменений в какие-либо иные законодательные акты Российской Федерации, а также не потребует приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.