Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 15 января 2009 г. N 3.1-33/15
на проект федерального закона N 500100-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный А.Н. Харитоновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Комитетом Государственной Думы но конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 500100-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный А.Н. Харитоновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Главная содержательная направленность данного законопроекта - это установление административной ответственности за привлечение юридическим лицом, его филиалом, представительством, должностным лицом указанных юридического лица, филиала, представительства или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, (для исполнения какого-либо их договорного или иного обязательства либо для реализации товара, выполнения работы или оказания услуги в качестве заказчика, подрядчика (в том числе генерального подрядчика и субподрядчика) либо в иной форме или по иному основанию) другого юридического лица или другого индивидуального предпринимателя, в случае, если эти привлекаемые заказчиком, генподрядчиком или субподрядчиком предпринимательские структуры не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд таких работников либо если обозначенные предпринимательские структуры привлекают к трудовой деятельности не имеющих разрешения на работу иностранных граждан или лиц без гражданства в тех случаях, когда данное разрешение в соответствии с федеральным законодательством необходимо.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый законопроект был подготовлен с учетом оперативных результатов правоприменительной практики, возникшей после введения в действие Федерального закона от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ, которым в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены системные изменения, направленные на регулирование отношений, касающихся ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения ими правил пребывания или проживания в Российской Федерации, правил их привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации, а также иных связанных с этим вопросов.
Так, в частности, опыт первоначального применения подразделениями и отдельными сотрудниками компетентного государственного органа - ФМС России - норм отдельных статей КоАП РФ, (введенных вышеупомянутым Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ), показал, что отдельные статьи данного законодательного акта (и, в частности, статья 18.15 этого Кодекса) требуют дополнительного уточнения и конкретизации с целью осуществления более эффективного регулирования соответствующей сферы отношений - применительно к деятельности организаций-заказчиков, привлекаемых заказчиками генподрядчиков, а также привлекаемых генподрядчиками субподрядных организаций.
В данной связи, - как отмечается автором законопроекта в пояснительной записке к нему, - существующая практика показывает, что заказчики, генеральные подрядчики и иные лица, ответственные за объекты (территории), где проводятся соответствующие работы, зачастую не принимают мер по устранению правонарушений в сфере незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы, - допускаемых в подобных ситуациях со стороны субподрядчиков или иных привлеченных предпринимательских структур, - поскольку эти структуры, в принципе, в принятии подобных мер не могут считаться заинтересованными вообще, (в том числе и потому, что действующие нормы КоАП РФ не устанавливают для них какой-либо административной ответственности за несоблюдение соответствующих правил).
Такое положение приводит к тому, что выстроенная отечественным законодателем в 2006-2007 годах стройная и достаточно эффективная система весьма либеральных условий допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства с одновременным ужесточением административной ответственности за невыполнение указанных условий приобретает определенные пробелы и, в силу этого, не может функционировать с использованием всего своего позитивного потенциала.
На устранение обозначившихся недочетов функционирования указанной системы и направлен рассматриваемый проект федерального закона, что, безусловно, свидетельствует о его значимости и актуальности.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что представленный законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и в целом не имеет существенных расхождений с какими-либо нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству приняты к сведению отдельные, достаточно серьезные замечания и предложения в отношении данного законопроекта, высказанные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы (в его Заключении от 07.02.2008 г.) и некоторыми субъектами права законодательной инициативы. Так, хотя подавляющее большинство субъектов права законодательной инициативы, направивших свои мнения о рассматриваемом законопроекте, поддержали его принятие, Комитетом учитывается отрицательный Официальный отзыв Правительства Российской Федерации (от "19" мая 2008 г. N 2166п-П12), согласно которому данный законопроект не поддерживается.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что все указанные обстоятельства вызывают безусловную необходимость доработки указанного законопроекта до его рассмотрения в 1-ом чтении (в порядке, предусмотренном статьей 112 (пункт 6, подпункт "а") Регламента Государственной Думы).
Однако, учитывая, что автор представленного проекта федерального закона на момент его рассмотрения Комитетом субъектом права законодательной инициативы не является, доработка указанной законодательной инициативы до ее рассмотрения в 1-ом чтении не является возможной.
В связи с этим, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству вынужден рекомендовать Государственной Думе указанный законопроект к отклонению, - хотя еще раз подчеркивает актуальность и значимость рассмотренной законодательной инициативы и необходимость дальнейшей работы над поставленными в ней вопросами, (которые должны быть, очевидно, разрешены в рамках других, подлежащих разработке законопроектов, альтернативных представленному).
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 500100-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный А.Н. Харитоновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "15" января 2009 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.