Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 13 ноября 2008 г. N 3.23-
на проект федерального закона N 70747-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части установления запретов, направленных на защиту государственных и иных языков народов Российской Федерации, и на распространение программ эротического характера без кодирования сигнала), внесенного Парламентом Республики Северная Осетия-Алания
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" предлагается дополнить статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) новой частью, устанавливающей запрет на использование в авторских текстах журналистов слов и выражений, "искажающих нормы современного русского литературного языка, государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации", а также дополнить статью 37 запретом на распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала.
По мнению авторов, предлагаемые изменения позволят повысить ответственность журналистов и окажут влияние на сохранение литературных норм и развитие государственных языков Российской Федерации. В части эротических программ, установление предлагаемого запрета позволит защитить детей и молодежь от информации, оказывающей негативное воздействие на их нравственное, физическое и психическое здоровье.
Вместе с тем необходимо отметить, что недопущение использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, установлено Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации" от 25.05.2005, N 53-ФЗ (часть 6 статьи 1). К тому же упомянутым Законом в деятельности редакций СМИ допускается использование лексики, не соответствующей нормам русского языка, если такое использование "является неотъемлемой частью художественного замысла" (пункт 9 части 1 статьи 3). На это обстоятельство обращено внимание и в отзыве Правительства РФ.
А в соответствии с частью 3 статьи 1, Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден порядок проведения экспертизы текстов, содержащих нормы современного русского литературного языка (Приказ от 29.05.2007, N 152, на основании Постановления Правительства РФ "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" N 714 от 23 ноября 2006).
Целям защиты и развития языков народов России посвящен Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991, N 1807-1 (далее - Закон о языках народов), который в состав законодательства о языках народов Российской Федерации включил законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1), в рамках которых и могут быть урегулированы, в том числе, и вопросы защиты языков отдельных народов Российской Федерации, и установлена соответствующая ответственность.
Статьей 4 Закона о языках народов гарантируется их защита, в том числе и юридическая, вводится отдельная статья о языках средств массовой информации (статья 20), а также ответственность за нарушение законодательства о языках народов Российской Федерации (статья 28).
Круг субъектов, на которые распространяется действие вышеприведенных законов не ограничен, и распространяется и на журналистов в общем порядке.
Если же необходимы дополнительные действия по сохранению языковых норм, то, по мнению некоторых субъектов Российской Федерации, необходимо говорить скорее о совершенствовании вышеупомянутых законов, а не Закона о СМИ.
В части отзывов отмечается трудность однозначного и четкого юридического описания языковых норм, отсутствие критериев степени их искаженности. Отмечается, что язык народа находится в постоянном литературном развитии, и закрепление тех или иных норм, даже если оно и произойдет, на уровне нормы права по крайне мере не будет способствовать развитию языков, и потребует постоянной коррекции соответствующих нормативных текстов. Все эти обстоятельства, как отмечается в отзывах, приведут на практике к неустранимым препятствиям для применения норм закона, тем более в отношении журналистов. С этим мнением нельзя не согласиться.
Что касается предложений по установлению обязанностей осуществлять распространение программ эротического характера только в закодированном виде, то необходимо отметить, что одна из целей установления ограничений на распространение такого рода программ, есть, в первую очередь, ограничение их просмотра несовершеннолетними. Такое понимание возможных ограничений одного из основных прав человека - права на распространение и получение информации, предназначенной для неограниченного круга лиц, - устанавливается и нормами международного права. Так, например, фиксируя принцип свободы информации, Европейская конвенция о трансграничном телевидении в статье 7 устанавливает, что все элементы распространяемой информации не должны содержать информацию, которая может "нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков", не должны распространяться в тот период времени, когда они могут их просматривать.
В этой связи представляется, что действующее ограничение на распространение программ эротического характера, установленное статьей 37 Закона о СМИ, можно рассматривать как сбалансированное, позволяющее, с одной стороны, предоставить возможность реализовать право человека и гражданина на получение и распространение информации, а с другой стороны - существенно ограничить возможность получения этой информации определенным кругом лиц, в первую очередь включающим детей и подростков.
На приведенные выше обстоятельства обращается внимание и во многих отзывах на законопроект, полученных из субъектов РФ. В части отзывов, в том числе и в отзыве Правительства РФ, отмечается размытость понятия "радио- и телепрограмм эротического характера", примененного в Законе о СМИ, практическую трудность в правоприменительной практике доказать принадлежность распространенного материала к материалу, запрещенному к распространению. В этой связи в отзывах субъектов обращается внимание на необходимость более точного раскрытия этого понятий#, а также на необходимость введения обязательного предупреждения, в том числе и в анонсах, на недопустимость просмотра определенной информации несовершеннолетними и введение мер ответственности за неисполнение указанных требований, а также установление режима распространения не на специализированные программы, а на любую распространяемую информацию упомянутого характера, присутствующую в составе отдельных передач, фильмов и т.п.
Также в отзывах субъектов РФ отмечается, что статья 37 Закона о СМИ не ограничивает запрет установленными в ней рамками, а делегирует право его изменять органам местного самоуправления, что делает действующую модель достаточно гибкой и обоснованной.
Таким образом предлагаемые в законопроекте меры, не позволяют в требуемой мере решить существующие проблемы ограничения получения несовершеннолетними ненадлежащей информации.
Многие упомянутые замечания отмечаются и в Заключении Правового управления Государственной Думы, и в Заключении Комиссии Совета Федерации по информационной политике, которая в целом не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Правительство Российской Федерации предоставило отрицательный отзыв за# законопроект.
Исходя из вышеизложенного Комитет не поддерживает принятие законопроекта.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.