Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2001 г. N 3-Г01-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 16 ноября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п. 4 ст. 16; п. 3, 4, 5, 6 ст. 17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 г. N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10.04.2001 г. N 20-РЗ
по кассационной жалобе Первого Заместителя Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 17 сентября 2001 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 4 ст. 16; п. 3, 4, 5, 6 ст. 17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми не соответствуют действующему федеральному налоговому законодательству в части утраты права на налоговую льготу субъектами инвестиционной деятельности, порядка и условий предоставления этим же субъектам инвестиционного налогового кредита.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 17 сентября 2001 г. заявление удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу п. 4 ст. 16; п. 3, 4, 5, 6 ст. 17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ; данное решение подлежит опубликованию в газете "Республика".
В кассационной жалобе Первого Заместителя Главы Республики Коми поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Проанализировав оспариваемые нормы и нормы федерального законодательства при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правильно применил нормы федерального законодательства, и пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии обжалуемого Закона Республики Коми законодательным органом Республики были превышены его полномочия.
Статьями 16 и 17 указанного Закона Республики Коми установлено, что субъекты инвестиционной деятельности имеют право на налоговые льготы по налогу на имущество предприятий, налогу на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми. Льготы по указанным налогам утрачиваются в случае невыполнения требований настоящего Закона, а суммы полученных налоговых льгот подлежат внесению в республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты и территориальный дорожный фонд Республики Коми с уплатой предусмотренных законами о бюджете Республики Коми, о территориальном дорожном фонде Республики Коми на очередной финансовый год пени и штрафов. По налогу на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми, региональным и местным налогам субъектам инвестиционной деятельности по решению Главы Республики Коми может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит с уплатой процентов на сумму кредита по ставке не менее одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора, заключаемого при наличии инвестиционного соглашения, и за его несвоевременный возврат и (или) не целевое использование взимаются штрафы и пени в размерах, предусмотренных законами о бюджете Республики Коми, о территориальном дорожном фонде Республики Коми на очередной финансовый год.
Подпунктом "к" статьи 19 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий отнесен к федеральным налогам, а пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги отнесены к ведению Российской Федерации.
Часть первая Налогового кодекса РФ не содержит норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации полномочия устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты. Поскольку субъект Российской Федерации не вправе устанавливать по федеральным налогам дополнительные льготы, то не вправе и отменять их.
Ссылка в кассационной жалобе на ст. 12 Налогового Кодекса Российской Федерации, указывающую на наличие права законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации при установлении региональных налогов предусматривать налоговые льготы, не обоснованна, так как в данном случае имеет место не региональный, а федеральный налог.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование исключительно в отношении региональных налогов и сборов и не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, отнесенные к ведению Российской Федераций, за исключением случаев, прямо указанных в соответствующих Федеральных законах.
Оспариваемые прокурором положения Закона Республики Коми в части включения условия по изменению срока уплаты федеральных налогов, вида предоставления инвестиционного налогового кредита, утраты права на льготу по налогу на прибыль, а равно и последствия такой утраты в виде уплаты суммы полученных налоговых льгот, пени и штрафов, противоречат действующему федеральному законодательству, т.к. нарушают установленные ст. 63, 66, 67, 68, главами 15 и 16 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года N 2116-1 с последующими изменениями и дополнениями, нормативные правила в отношении условий предоставления льгот и последствий их утраты, порядка предоставления инвестиционного налогового кредита и последствий несоблюдения условий договора о предоставлении такого кредита по федеральному налогу на прибыль.
Судом дан подробный анализ вышеуказанного законодательства, который является правильным.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что обжалуемые нормы приняты во исполнение части четвертой Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение бюджетного законодательства, не обоснованна, так как к оспариваемым нормам они отношения не имеют.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы основанием для отмены решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 17 сентября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Первого Заместителя Главы Республики Коми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2001 г. N 3-Г01-25
Текст определения официально опубликован не был