Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2001 г. N 34-Г01-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании положений статьи 40 Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2001 год" противоречащими Федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению по кассационной жалобе представителя Мурманской областной Думы (доверенность л.д. 44) на решение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Статьей 40 Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2001 год" предоставлено право представительному органу местного самоуправления Кольского района утвердить нормативы отчислений по регулирующим налогам в бюджеты муниципальных образований на соответствующих территориях.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании указанного положения противоречащим нормам Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетному кодексу РФ, касающимся принципов равноправия и самостоятельности муниципальных образований и порядка передачи доходов бюджета.
Представители Мурманской областной Думы Э.Л.В., администрации Кольского района В.В.И. и П.Л.Н. не отрицали несоответствия оспариваемой нормы Федеральному закону, но просили заявление оставить без удовлетворения, поскольку финансовый год завершается.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2001 г. заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворено. Статья 40 Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2001 год" признана недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Представитель Мурманской областной Думы подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным и обоснованным.
Судом установлено, что в пределах границ территории муниципального образования Кольский район находятся муниципальные образования: г. Кола, п. Туманный, п. Мурмаши и п. Молочный, которые являются равноправными и самостоятельными между собой, в том числе и в бюджетных отношениях.
Принимая решение, суд правильно исходил из того, что п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Статьи 63 и 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают передачу доходов бюджета только в бюджеты другого уровня.
С учетом приведенных норм суд сделал правильный вывод о том, что содержащееся в оспариваемой норме предоставление права представительному органу местного самоуправления Кольского района утвердить нормативы отчислений по регулирующим налогам в бюджеты муниципальных образований на соответствующих территориях не отвечает требованиям Федеральному закону.
Доводы кассационной жалобы этого вывода не опровергают. Ссылки на ст.ст. 181, 48, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации не ставят под сомнение содержащиеся в решении суждения о необходимости соблюдения принципа равноправия и самостоятельности муниципальных образований в бюджетных отношениях и порядка передачи доходов бюджета, одновременно не опровергают вывода суда о несоответствии Федеральному закону оспариваемой нормы. При этом период, прошедший с начала финансового года, не имеет преимущества перед приведенными выше основаниями признания акта недействующим, а по этой причине правового значения не имеет.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 305 п. 1 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Мурманской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2001 г. N 34-Г01-10
Текст определения официально опубликован не был